ПОСЛУ́ШНИЧЕСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОСЛУ́ШНИЧЕСТВО, в православии период испытания лиц, готовящихся к принятию монашества (к постригу монашескому), и обучения их монашеской жизни. Лицо, проходящее П., называется послушником (от названия одного из гл. монашеских обетов – послушания).
Зарождением института П. считается начало приёма учеников прп. Антонием Великим (305). В визант. эпоху миним. возраст вступления в монастырь обычно составлял 16–18 лет. К П. (как и к монашеству в целом) не допускались евнухи, беглые рабы, преступники. Согласно новеллам имп. Юстиниана I и 5-му правилу Константинопольского собора 861, П. могло продолжаться от 6 мес до 3 лет. Отд. монастырские типиконы допускали сокращение этого срока в зависимости от возраста, опыта послушника и т. п., напр. в случае принадлежности послушника к привилегированным слоям общества; при тяжёлой болезни период П. сокращался или вовсе упразднялся.
В совр. православии П. представляет собой переходную ступень между добровольно живущими и работающими в монастыре, но не включаемыми в состав братии мирянами (трудники) и собственно монахами. При этом послушники входят в состав братии монастыря. Они становятся учениками опытных монахов и получают право носить подрясник (но не рясу), имеющий символич. значение отречения от мира. Срок П. определяется игуменом монастыря индивидуально для каждого послушника в зависимости от его готовности принять постриг, от уровня образования, состояния здоровья и т. п. Послушники добровольно или по решению игумена могут отказаться от П. и покинуть монастырь без к.-л. церковно-канонич. или дисциплинарных последствий. Священнослужители (вдовые или принявшие целибат) постригаются в монахи без послушничества.
По благословению епархиального архиерея и при добровольном письм. согласии послушника может быть совершён особый чин (не являющийся постригом) облачения послушника в рясу и клобук с возможным изменением имени. Такой послушник становится рясофором (носящим рясу) или рясофорным иноком. В греч. церквах он ещё не считается монахом, поэтому может и на этом этапе вернуться к мирской жизни. В РПЦ рясофор рассматривается как первая из 3 степеней монашеского подвига – рясофор, собственно монашество (малая схима) и схимничество (великая схима). К рясофору предъявляются более строгие требования, нежели к послушнику (напр., оставление монастыря рясофорами считается канонич. преступлением и наказывается епитимией).
В Римско-католич. церкви примерным аналогом П. является новициат.