АНГЛИКА́НСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНГЛИКА́НСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ (англ. Anglican Church, лат. Ecclesia Anglicana), общеупотребительное название нац. церкви Англии (The Church of England), офиц. протестантской церкви Великобритании; в обобщающем смысле – все церкви, исторически связанные с церковью Англии, разделяющие англиканское вероучение (доктрину А. ц.), допускающие евхаристическое общение и признающие авторитет архиеп. Кентерберийского.
Вероучение
Доктрина А. ц. является сочетанием положений, присущих как католическому, так и протестантским (лютеранскому и кальвинистскому) вероучениям. Наиболее важными источниками, излагающими осн. положения англиканского вероучения, являются Книга общих молитв [The Book of Common Prayer (ВСР), 1549; 2-я ред. – 1552] и «Тридцать девять статей» [Articles of Religion (AR)].
Осн. источник вероучения в А. ц. – Священное Писание (ст. 6 AR). Как таковое учение о Священном Предании в «Тридцати девяти статьях» не содержится, однако в ст. 34 AR говорится о «преданиях Церкви», под которыми подразумеваются разные литургич. обычаи, осн. критерием правильности которых служит «непротиворечие Слову Божию». Принципиальным положением англиканского вероучения является необходимость проповеди и совершения таинств на нац. языке (ст. 24 AR).
В соответствии с католич. традицией А. ц. признаёт исхождение Святого Духа и «от Сына» (Filioque) (ст. 5 AR). В целом А. ц. не имеет в христологии отступлений от католического и православного учений. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, пострадавший, распятый, умерший во искупление «всех действительных грехов людей» (ст. 2 AR), сошедший во Ад и воскресший. Англиканское вероучение не содержит понятия о церкви как Теле Христовом. А. ц. принимает только «два таинства, установленные Христом Господом нашим в Евангелии, а именно Крещение и Вечеря Господня» (т. е. Евхаристия) (ст. 25 AR). Об оставшихся таинствах говорится, что они не имеют подтверждения или прообраза в Евангелии. Сформулированная в эпоху Реформации англиканская доктрина в принципе отрицала почитание мощей, икон и статуй святых как не находящее подтверждения в Священном Писании; отрицалось также учение о заслугах святых, пополняющих «сокровищницу благодати», хранимую церковью. Однако в 19 в. под воздействием Оксфордского движения, чья деятельность привела к сближению с католичеством и возникновению англокатолицизма, в практике «Высокой церкви» стало допускаться наличие в храмах икон некоторых святых.
История
Англ. Реформация опиралась на нац. традицию критики Римско-католич. церкви, изложенной на рубеже 15–16 вв. в теологич. трактатах и проповедях Дж. Уиклифа, в произведениях Дж. Фишера, Дж. Колета и др. Впервые идеи лютеранской Реформации стали проникать в Англию в нач. 16 в. С 1529 по 1536 созванный по инициативе короля Генриха VIII Парламент Реформации принял ряд законов, ограничивших юрисдикцию, финансовые права и влияние папы Римского в Англии: акты «Об ограничении аннатов» (1532), «Об ограничении апелляций к Риму» (1533), «О подчинении духовенства» (1534), «О церковных назначениях» (1534), «Об отмене папской юрисдикции в отношении английского духовенства» (1536). Принятый Парламентом Реформации Акт о супрематии (1534) провозгласил короля верховным главой церкви и впервые узаконил независимую от Рима нац. Англиканскую церковь, управляемую примасом – архиеп. Кентерберийским. Земельные владения церкви перешли к королю в результате проведённой им в 1535–39 секуляризации имущества церкви. В результате «королевской реформации» А. ц. превратилась в один из институтов государства. Право утверждать её доктрину, обряды и внутреннюю структуру было юридически закреплено за королём и англ. парламентом. В 1536 К-т Реформации под председательством архиеп. Кентерберийского Томаса Кранмера, гл. идеолога англ. Реформации в 1-й пол. 16 в., сформулировал осн. принципы англиканского вероисповедания – «Десять статей». В кон. 1530-х гг. появились англ. переводы Библии [в 1539 вышло 1-е изд. т. н. Большой Библии (Greate Bible)]. Восшествие на престол короля Эдуарда VI (1547–53) ознаменовало начало нового, более радикального этапа Реформации. Были сняты ограничения на чтение Библии для мирян (введены в 1543), создана комиссия для выработки англиканского символа веры. Важнейшим шагом в англ. Реформации стало издание Книги общих молитв (1549), а также «Актов о единообразии», унифицировавших литургич. практику англиканства. В правление королевы Елизаветы I Тюдор (1558–1603) были приняты новый «Акт о супрематии» и «Тридцать девять статей», тогда же был окончательно определён компромиссный характер вероучения А. ц. – выбран срединный путь (via media) между католицизмом и протестантизмом. Однако это не удовлетворяло как англ. католиков, так и пуритан – сторонников радикальной реформы церкви. Пуритане перешли в это время к критике офиц. А. ц., главными её объектами были епископат, церковная иерархия и пышность богослужения. В пуританском движении выделились умеренное пресвитерианское (см. Пресвитериане) и радикальное индепендентское (см. Индепенденты) направления. При первых Стюартах критика епископального устройства А. ц. со стороны пуритан усилилась.
Новым явлением в А. ц. 17 в. стало распространение арминианства. Король Карл I назначил в 1633 архиеп. Кентерберийским У. Лода – видного теоретика арминианства, начавшего возрождать традиции католич. богослужения. Эти реформы не были приняты как умеренными англиканами, так и пуританами. В 1640 т. н. Долгий парламент подверг Лода импичменту. В 1642 парламентом был принят «Билль об исключении епископов», запрещавший не только епископам, но и любым духовным лицам занимать светские гос. должности. В 1643 была упразднена система епархиального управления в Англии и Уэльсе и секвестирована собственность всех капитулов, архиепископов, епископов, деканов и духовных лиц, поддержавших короля в его войне с парламентом. В июне 1643 по решению парламента была созвана Вестминстерская ассамблея богословов, на которой доминировали пресвитериане; результатом её работы стало составление Вестминстерского исповедания. В 1646 процесс разрушения епископального устройства А. ц. был завершён решением (ордонансом) об уничтожении архиепископств и епископств.
В период Республики и протектората О. Кромвеля сформировалась пресвитерианская церковь, но она не смогла вытеснить офиц. А. ц. на территории всей страны. В процессе реставрации монархии король Карл II (1660–85) восстановил А. ц. с её прежним епископальным устройством.
На рубеже 17–18 вв. вошли в употребление понятия «Высокая» и «Низкая» церковь. Термин «Высокая церковь» применяется к сообществу тех членов А. ц., которые склонны подчёркивать её общность скорее с католической, чем с протестантской традицией. В нач. 18 в. возник термин «Низкая церковь» – течение в англиканстве, идейно близкое к радикальному протестантизму. С сер. 19 в. к этому направлению стали относить евангеликов (см. Евангелические церкви). Заметным явлением в жизни А. ц. стало зарождение в 18 в. методизма. Его возникновение явилось реакцией широких слоёв общества на распространение скептицизма и атеизма. В 1795 методисты, создавшие собственную, хорошо организованную церковную структуру, выделились из церкви Англии.
Стремление укрепить позиции А. ц., которым, с одной стороны, угрожало «наступление католиков», с другой – интеллектуальный либерализм, дало начало Оксфордскому движению. Одной из проблем, возникших перед А. ц. в 19 в., стала необходимость определить её отношение к новейшим достижениям естеств. наук. Результатом дискуссий и признания необходимости новых интерпретаций в оценке картины мира стало оформление в Англии либеральной теологии. В 1860 сторонники усиления рационалистич. начала в богословии (Б. Джоуэтт, Ф. Темпл, М. Паттисон) изложили свои взгляды в сб. «Опыты и обзоры» («Essays and Reviews», 1860), который вызвал критику представителей всех течений в А. ц. К либеральным теологам, стремившимся интерпретировать англиканское вероучение с учётом историко-культурных исследований, психологии, сравнительной лингвистики и т. о. сгладить противоречия «высокого» и «низкого» направлений, стали применять определение «Широкая церковь». Позднее его распространили и на идейных наследников либеральной теологии – модернистов кон. 19 – нач. 20 вв.
Кризис в конституционных отношениях светского государства и церкви на рубеже 19–20 вв. был вызван тем, что церковь практически не имела возможности принимать самостоят. решения по вопросам вероучения, внутр. устройства и богослужебной практики. Попытки изменить ситуацию привели к созданию в 1919 Нац. ассамблеи церкви Англии (The Church of England National Assembly), которая получила полномочия подготавливать законодательные предложения по вопросам церковной жизни, но они по-прежнему должны были утверждаться парламентом и монархом. Активизация приходской жизни, участие мирян в просветительской и благотворительной деятельности церкви обусловили появление системы представительства от мирян в органах церковного управления всех уровней. В 1921 была проведена реформа церковного самоуправления: в приходах в обязательном порядке создавались советы с участием мирян. В 1947–67 Нац. ассамблея получила функции верховного апелляционного суда по вопросам доктрины церкви, богослужения и церковной дисциплины, принадлежавшие ранее светскому органу – юридич. к-ту Кабинета министров. По Акту о синодальном управлении (Synodical Government Measure Act, 1965), одобренному парламентом, Нац. ассамблея в 1969 была преобразована в Генеральный синод церкви Англии, получивший право законодательной инициативы в церковных вопросах.
Церковно-административное устройство
А. ц. насчитывает ок. 26 млн. членов (2003). Её главой является правящий монарх, которому принадлежит исключительное право назначать архиепископов, епископов и настоятелей кафедральных соборов (это право закреплено «Актом о назначении епископов», 1533). По согласованию с премьер-министром правящий монарх назначает архиепископов (2 чел.), епископов (108 чел.), настоятелей соборов (42 чел.). Территориально в юрисдикцию А. ц. входят: Англия, о. Мэн; острова, расположенные в пределах пролива Ла-Манш; о-ва Силли, часть Уэльса, диоцез, включающий конгрегации во всех странах Европы, а также Марокко, Турцию и некоторые территории быв. СССР. Церковь Англии делится на 2 провинции: южную возглавляет архиеп. Кентерберийский, северную – архиеп. Йоркский. В состав сев. провинции входят 14 диоцезов, юж. провинция насчитывает 40 диоцезов. Диоцезы состоят из 13 тыс. приходов в Англии и 260 европ. конгрегаций.
Англиканские епископы являются духовными лордами королевства, оба архиепископа и 24 епископа входят в состав Верхней палаты парламента. Влияние государства на дела церкви выражается в том, что подбор кандидатов на вакантные епископские кафедры осуществляется премьер-министром, независимо от того, принадлежит ли он к А. ц., и его спец. секретарём. В отношении поставления на должность священников в Англии продолжает действовать ср.-век. традиция – во многих случаях священник выдвигается патронами, в числе которых могут быть монарх (контролирующий в этом качестве неск. сотен приходов), министры правительства, авторитетные представители местной аристократии, а также корпорации – университеты и кафедральные соборы. А. ц. разрешает вступать в брак клирикам как до поставления (ординации), так и после него.
С кон. 20 в. А. ц. допускает также женское священство. С 1977 женщин посвящают в диаконы, с 1990 – в пресвитеры. Это решение вызвало неоднозначную реакцию в А. ц. и в Англиканском содружестве, в связи с чем в резолюциях 13-й Ламбетской конференции (1998) разъясняется, что и те, кто одобряют ординацию женщин, и те, кто не принимают её, являются истинными англиканами.
В 1704 началось возрождение церковной собственности с т. н. «дара королевы Анны» (1702–14), пожаловавшей церкви дотацию «на поддержание бедного духовенства». С 1809 А. ц. стала получать постоянные гос. субсидии, расходование которых контролировалось парламентом. С 1936 упразднена церковная десятина, в связи с чем парламент Англии выплатил церкви единовременную компенсацию в 70 млн. фунтов стерлингов. Осн. часть доходов церкви Англии составляют пожертвования. В 1998 в собственности А. ц. находились 42 кафедральных собора и 16 тыс. церквей, из них 13 тыс. считаются архитектурно-историческими памятниками. В ведении церкви находится около 5 тыс. школ.
Англиканское содружество
Англиканское содружество (англ. Anglican Communion) объединяет церкви, исповедующие англиканское вероучение, придерживающиеся практики богослужения, определяемой Книгой общих молитв, допускающие евхаристическое общение и признающие в той или иной степени историч. связь с Кентерберийской епархией, а также авторитет архиеп. Кентерберийского.
Во 2-й пол. 17–18 вв. влияние церкви Англии вышло за пределы Британских о-вов. Диоцезы А. ц. были образованы в Североамериканских колониях Великобритании и в Канаде, позднее на их месте возникли независимые Протестантская епископальная церковь Америки и Англиканская церковь Канады. По мере расширения Брит. империи в 19 в. учреждаются новые диоцезы в Африке, Индии, Австралии и Новой Зеландии; благодаря миссионерской деятельности диоцезы появляются также на территориях, не входящих в состав империи, – в Японии, Китае, Египте, Иране, на о-вах Полинезии, на о. Мадагаскар, в Юж. Европе, в Иерусалиме, Гибралтаре (территории с особым статусом) и др. Увеличение числа заморских диоцезов и повышение статуса церковных иерархов в колониях привело к созданию в 1841 Совета колониальных епископств (Colonial Bishoprics’ Council). В кон. 19 – нач. 20 вв. заморские провинции и диоцезы обретали всё большую независимость как от Британской империи, так и от Кентерберийского престола. Этот процесс стал необратимым после завершения 2-й мировой войны и окончательного отказа Британии от её колониальных владений в 1960-х гг.
Возникновение Англиканского содружества относится к 1867, когда разногласия между сторонниками «высокого» и евангелического направлений в Англиканской церкви Канады поставили епископов колониальных церквей перед необходимостью обсудить ряд общих теоретич. и юридич. вопросов. С этой целью в 1867 в лондонской резиденции архиеп. Кентерберийского – Ламбетском дворце – была созвана 1-я Ламбетская конференция. С тех пор Ламбетские конференции англиканских епископов проходят под председательством архиеп. Кентерберийского каждые 10 лет (за исключением периода 1930–48, когда регулярным встречам помешала война). Конференции являются неформальным собранием иерархов англиканских церквей, резолюции которого не считаются законодательными актами и необязательны для выполнения членами Англиканского содружества. Тем не менее резолюции Ламбетских конференций пользуются большим авторитетом. Решения и отчёты о Ламбетских конференциях регулярно публикуются («Lambeth Conference. Resolutions and Reports»). Офиц. печатным органом Англиканского содружества является также ж. «Англиканский мир» («Anglican World»).
Членами Англиканского содружества одновременно являются как отд. диоцезы, так и провинции, автономные нац. церкви, региональные объединения церквей и междунар. церковные организации. Поч. главой является архиеп. Кентерберийский, который, однако, не имеет особых полномочий за пределами церкви Англии, Кентерберийской епархии и ряда диоцезов, находящихся в прямом подчинении ему, рассеянных по всему миру. Тем не менее он обладает моральным авторитетом и всеми признанным лидерством. Сохраняя преданность (loyalty) Кентерберийскому престолу, члены содружества действуют автономно.