Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНГЛИКА́НСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 689

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Дмитриева, А. В. Третьяков, В. В. Чернов

АНГЛИКА́НСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ (англ. An­gli­can Church, лат. Ec­cle­sia An­gli­cana), об­ще­упот­ре­би­тель­ное на­зва­ние нац. церк­ви Анг­лии (The Church of Eng­land), офиц. про­тес­тант­ской церк­ви Ве­ли­ко­бри­та­нии; в обоб­щаю­щем смыс­ле – все церк­ви, ис­то­ри­че­ски свя­зан­ные с цер­ковью Анг­лии, раз­де­ляю­щие анг­ли­кан­ское ве­ро­уче­ние (док­три­ну А. ц.), до­пус­каю­щие ев­ха­ри­сти­че­ское об­ще­ние и при­знаю­щие ав­то­ри­тет ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ско­го.

Вероучение

Док­три­на А. ц. яв­ля­ет­ся со­че­та­ни­ем по­ло­же­ний, при­су­щих как ка­то­ли­чес­ко­му, так и про­тес­тант­ским (лю­те­ран­ско­му и каль­ви­нист­ско­му) вероуче­ни­ям. Наи­бо­лее важ­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми, из­ла­гаю­щи­ми осн. по­ло­же­ния анг­ли­кан­ско­го ве­ро­уче­ния, яв­ля­ют­ся Кни­га об­щих мо­литв [The Book of Com­mon Prayer (ВСР), 1549; 2-я ред. – 1552] и «Три­дцать де­вять ста­тей» [Ar­ti­cles of Re­lig­ion (AR)].

Осн. ис­точ­ник ве­ро­уче­ния в А. ц. – Свя­щен­ное Пи­са­ние (ст. 6 AR). Как та­ко­вое уче­ние о Свя­щен­ном Пре­да­нии в «Три­дца­ти де­вя­ти стать­ях» не со­дер­жит­ся, од­на­ко в ст. 34 AR го­во­рит­ся о «пре­да­ни­ях Церк­ви», под ко­то­ры­ми под­ра­зу­ме­ва­ют­ся раз­ные ли­тур­гич. обы­чаи, осн. кри­те­ри­ем пра­виль­но­сти ко­торых слу­жит «не­про­ти­во­ре­чие Сло­ву Бо­жию». Прин­ци­пи­аль­ным по­ло­же­ни­ем анг­ли­кан­ско­го ве­ро­уче­ния яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мость про­по­ве­ди и со­вер­ше­ния та­инств на нац. язы­ке (ст. 24 AR).

В со­от­вет­ст­вии с ка­то­лич. тра­ди­ци­ей А. ц. при­знаёт ис­хо­ж­де­ние Свя­то­го Ду­ха и «от Сы­на» (Filio­que) (ст. 5 AR). В це­лом А. ц. не име­ет в хри­сто­ло­гии от­сту­п­ле­ний от ка­то­ли­чес­ко­го и пра­во­слав­но­го уче­ний. Ии­сус Хри­стос есть ис­тин­ный Бог и ис­тин­ный Че­ло­век, по­стра­дав­ший, рас­пя­тый, умер­ший во ис­ку­п­ле­ние «всех дей­ст­ви­тель­ных гре­хов лю­дей» (ст. 2 AR), со­шед­ший во Ад и вос­крес­ший. Анг­ли­кан­ское ве­ро­уче­ние не со­дер­жит по­ня­тия о церк­ви как Те­ле Хри­сто­вом. А. ц. при­ни­ма­ет толь­ко «два та­ин­ст­ва, ус­та­нов­лен­ные Хри­стом Гос­по­дом на­шим в Еван­ге­лии, а имен­но Кре­ще­ние и Ве­че­ря Гос­под­ня» (т. е. Ев­ха­ри­стия) (ст. 25 AR). Об ос­тав­ших­ся та­ин­ст­вах го­во­рит­ся, что они не име­ют под­твер­жде­ния или про­об­ра­за в Еван­ге­лии. Сфор­му­ли­ро­ван­ная в эпо­ху Ре­фор­ма­ции анг­ли­кан­ская док­три­на в прин­ци­пе от­ри­ца­ла по­чи­та­ние мо­щей, икон и ста­туй свя­тых как не на­хо­дя­щее под­твер­жде­ния в Свя­щен­ном Пи­са­нии; от­ри­ца­лось так­же уче­ние о за­слу­гах свя­тых, по­пол­няю­щих «со­кро­вищ­ни­цу бла­го­да­ти», хра­ни­мую цер­ко­вью. Од­на­ко в 19 в. под воз­дей­ст­ви­ем Окс­форд­ско­го дви­же­ния, чья дея­тель­ность при­ве­ла к сбли­же­нию с ка­то­ли­че­ст­вом и воз­ник­но­ве­нию анг­ло­ка­то­ли­циз­ма, в прак­ти­ке «Вы­со­кой церк­ви» ста­ло до­пус­кать­ся на­ли­чие в хра­мах икон не­ко­то­рых свя­тых.

История

Англ. Ре­фор­ма­ция опи­ра­лась на нац. тра­ди­цию кри­ти­ки Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, из­ло­жен­ной на ру­бе­же 15–16 вв. в тео­ло­гич. трак­та­тах и про­по­ве­дях Дж. Уик­ли­фа, в про­из­ве­де­ни­ях Дж. Фи­ше­ра, Дж. Ко­ле­та и др. Впер­вые идеи лю­те­ран­ской Ре­фор­ма­ции ста­ли про­ни­кать в Анг­лию в нач. 16 в. С 1529 по 1536 со­зван­ный по ини­циа­ти­ве ко­ро­ля Ген­ри­ха VIII Пар­ла­мент Ре­фор­ма­ции при­нял ряд за­ко­нов, ог­ра­ни­чив­ших юрис­дик­цию, фи­нан­со­вые пра­ва и влия­ние па­пы Рим­ско­го в Анг­лии: ак­ты «Об ог­ра­ни­че­нии ан­на­тов» (1532), «Об ог­ра­ни­че­нии апел­ля­ций к Ри­му» (1533), «О под­чи­не­нии ду­хо­вен­ст­ва» (1534), «О цер­ков­ных на­зна­че­ни­ях» (1534), «Об от­ме­не пап­ской юрис­дик­ции в от­но­ше­нии анг­лий­ско­го ду­хо­вен­ст­ва» (1536). При­ня­тый Пар­ла­мен­том Ре­фор­ма­ции Акт о су­пре­ма­тии (1534) про­воз­гла­сил ко­ро­ля вер­хов­ным гла­вой церк­ви и впер­вые уза­ко­нил не­за­ви­си­мую от Ри­ма нац. Анг­ли­кан­скую цер­ковь, управ­ляе­мую при­ма­сом – ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ским. Зе­мель­ные вла­де­ния церк­ви пе­ре­шли к ко­ро­лю в ре­зуль­та­те про­ве­дён­ной им в 1535–39 се­ку­ля­риза­ции иму­ще­ст­ва церк­ви. В ре­зуль­тате «ко­ро­лев­ской ре­фор­ма­ции» А. ц. пре­вра­ти­лась в один из ин­сти­ту­тов го­судар­ства. Пра­во ут­вер­ждать её док­три­ну, об­ря­ды и внут­рен­нюю струк­ту­ру бы­ло юри­ди­че­ски за­кре­п­ле­но за ко­ро­лём и англ. пар­ла­мен­том. В 1536 К-т Ре­фор­ма­ции под пред­се­да­тель­ст­вом ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ско­го То­ма­са Кран­ме­ра, гл. идео­ло­га англ. Ре­фор­ма­ции в 1-й пол. 16 в., сфор­му­ли­ро­вал осн. прин­ци­пы анг­ли­кан­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния – «Де­сять ста­тей». В кон. 1530-х гг. по­яви­лись англ. пе­ре­во­ды Биб­лии [в 1539 вы­шло 1-е изд. т. н. Боль­шой Биб­лии (Greate Bi­ble)]. Вос­ше­ст­вие на пре­стол ко­ро­ля Эду­ар­да VI (1547–53) оз­на­ме­но­ва­ло на­ча­ло но­во­го, бо­лее ра­ди­каль­но­го эта­па Ре­фор­ма­ции. Бы­ли сня­ты ог­ра­ни­че­ния на чте­ние Биб­лии для ми­рян (вве­де­ны в 1543), соз­да­на ко­мис­сия для вы­ра­бот­ки анг­ли­кан­ско­го сим­во­ла ве­ры. Важ­ней­шим ша­гом в англ. Ре­фор­ма­ции ста­ло из­да­ние Кни­ги об­щих мо­литв (1549), а так­же «Ак­тов о еди­но­об­ра­зии», уни­фи­ци­ро­вав­ших ли­тур­гич. прак­ти­ку анг­ли­кан­ст­ва. В прав­ле­ние ко­ро­ле­вы Ели­за­ве­ты I Тю­дор (1558–1603) бы­ли при­ня­ты но­вый «Акт о су­пре­ма­тии» и «Три­дцать де­вять ста­тей», то­гда же был окон­ча­тель­но оп­ре­де­лён ком­про­мисс­ный ха­рак­тер ве­ро­уче­ния А. ц. – вы­бран сре­дин­ный путь (via me­dia) ме­ж­ду ка­то­ли­циз­мом и про­тес­тан­тиз­мом. Од­на­ко это не удов­ле­тво­ря­ло как англ. ка­то­ли­ков, так и пу­ри­тан – сто­рон­ни­ков ра­ди­каль­ной ре­фор­мы церк­ви. Пу­ри­та­не пе­ре­шли в это вре­мя к кри­ти­ке офиц. А. ц., глав­ны­ми её объ­ек­та­ми бы­ли епи­ско­пат, цер­ков­ная ие­рар­хия и пыш­ность бо­го­слу­же­ния. В пу­ри­тан­ском дви­же­нии вы­де­ли­лись уме­рен­ное пре­сви­те­ри­ан­ское (см. Пре­сви­те­риа­не) и ра­ди­каль­ное ин­де­пен­дент­ское (см. Ин­де­пен­ден­ты) на­прав­ле­ния. При пер­вых Стю­ар­тах кри­ти­ка епи­ско­паль­но­го уст­рой­ст­ва А. ц. со сто­ро­ны пу­ри­тан уси­ли­лась.

Но­вым яв­ле­ни­ем в А. ц. 17 в. ста­ло рас­про­стра­не­ние ар­ми­ни­ан­ст­ва. Ко­роль Карл I на­зна­чил в 1633 ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ским У. Ло­да – вид­но­го тео­ре­ти­ка ар­ми­ни­ан­ст­ва, на­чав­ше­го воз­ро­ж­дать тра­ди­ции ка­то­лич. бо­го­слу­же­ния. Эти ре­фор­мы не бы­ли при­ня­ты как уме­рен­ны­ми анг­ли­ка­на­ми, так и пу­ри­та­на­ми. В 1640 т. н. Дол­гий пар­ла­мент под­верг Ло­да им­пич­мен­ту. В 1642 пар­ла­мен­том был при­нят «Билль об ис­клю­че­нии епи­ско­пов», за­пре­щав­ший не толь­ко епи­ско­пам, но и лю­бым ду­хов­ным ли­цам за­нимать свет­ские гос. долж­но­сти. В 1643 бы­ла уп­разд­не­на сис­те­ма епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния в Анг­лии и Уэль­се и се­к­ве­сти­ро­ва­на соб­ст­вен­ность всех ка­пи­ту­лов, ар­хи­епи­ско­пов, епи­ско­пов, де­ка­нов и ду­хов­ных лиц, под­дер­жав­ших ко­ро­ля в его вой­не с пар­ла­мен­том. В ию­не 1643 по ре­ше­нию пар­ла­мен­та бы­ла со­зва­на Вест­мин­стер­ская ас­самб­лея бо­го­сло­вов, на ко­то­рой до­ми­ни­ро­ва­ли пре­сви­те­риа­не; ре­зуль­та­том её ра­бо­ты ста­ло со­став­ле­ние Вест­мин­стер­ско­го ис­по­ве­да­ния. В 1646 про­цесс раз­ру­ше­ния епи­ско­паль­но­го уст­рой­ст­ва А. ц. был за­вер­шён ре­ше­ни­ем (ор­до­нан­сом) об унич­то­же­нии ар­хи­епи­скопств и епи­скопств.

В пе­ри­од Рес­пуб­ли­ки и про­тек­то­ра­та О. Кром­ве­ля сфор­ми­ро­ва­лась пре­сви­те­ри­ан­ская цер­ковь, но она не смог­ла вы­тес­нить офиц. А. ц. на тер­ри­то­рии всей стра­ны. В про­цес­се рес­тав­ра­ции мо­нар­хии ко­роль Карл II (1660–85) вос­ста­но­вил А. ц. с её преж­ним епи­ско­паль­ным уст­рой­ст­вом.

На ру­бе­же 17–18 вв. во­шли в упот­реб­ле­ние по­ня­тия «Вы­со­кая» и «Низ­кая» цер­ковь. Тер­мин «Вы­со­кая цер­ковь» при­ме­ня­ет­ся к со­об­ще­ст­ву тех чле­нов А. ц., ко­то­рые склон­ны под­чёр­ки­вать её общ­ность ско­рее с ка­то­ли­чес­кой, чем с про­тес­тант­ской тра­ди­ци­ей. В нач. 18 в. воз­ник тер­мин «Низ­кая цер­ковь» – те­че­ние в анг­ли­кан­ст­ве, идей­но близ­кое к ра­ди­каль­но­му про­тес­тан­тиз­му. С сер. 19 в. к это­му на­прав­ле­нию ста­ли от­но­сить еван­ге­ли­ков (см. Еван­ге­ли­че­ские церк­ви). За­мет­ным яв­ле­ни­ем в жиз­ни А. ц. ста­ло за­ро­ж­де­ние в 18 в. ме­то­диз­ма. Его воз­ник­но­ве­ние яви­лось ре­ак­цией ши­ро­ких сло­ёв об­щест­ва на рас­про­стра­не­ние скеп­ти­циз­ма и ате­из­ма. В 1795 ме­то­ди­сты, соз­дав­шие соб­ст­вен­ную, хо­ро­шо ор­га­ни­зо­ван­ную цер­ков­ную струк­ту­ру, вы­де­ли­лись из церк­ви Анг­лии.

Стрем­ле­ние ук­ре­пить по­зи­ции А. ц., ко­то­рым, с од­ной сто­ро­ны, уг­ро­жа­ло «на­сту­п­ле­ние ка­то­ли­ков», с дру­гой – ин­тел­лек­ту­аль­ный ли­бе­ра­лизм, да­ло на­ча­ло Окс­форд­ско­му дви­же­нию. Од­ной из про­блем, воз­ник­ших пе­ред А. ц. в 19 в., ста­ла не­об­хо­ди­мость оп­ре­де­лить её от­но­ше­ние к но­вей­шим дос­ти­же­ни­ям ес­те­ств. на­ук. Ре­зуль­та­том дис­кус­сий и при­зна­ния не­об­хо­ди­мо­сти но­вых ин­тер­пре­та­ций в оцен­ке кар­ти­ны ми­ра ста­ло оформ­ле­ние в Анг­лии ли­бе­раль­ной тео­ло­гии. В 1860 сто­рон­ни­ки уси­ления ра­цио­на­ли­стич. на­ча­ла в бо­го­словии (Б. Джоу­этт, Ф. Темпл, М. Пат­тисон) из­ло­жи­ли свои взгля­ды в сб. «Опы­ты и об­зо­ры» («Es­says and Re­views», 1860), ко­то­рый вы­звал кри­ти­ку пред­ста­ви­те­лей всех те­че­ний в А. ц. К ли­бе­раль­ным тео­ло­гам, стре­мив­шим­ся ин­тер­пре­ти­ро­вать анг­ли­кан­ское ве­ро­уче­ние с учё­том ис­то­ри­ко-куль­тур­ных ис­сле­до­ва­ний, пси­хо­ло­гии, срав­ни­тель­ной лин­гвис­ти­ки и т. о. сгла­дить про­тиво­ре­чия «вы­со­ко­го» и «низ­ко­го» на­прав­ле­ний, ста­ли при­ме­нять оп­ре­де­ле­ние «Ши­ро­кая цер­ковь». Позд­нее его рас­про­стра­ни­ли и на идей­ных на­след­ни­ков ли­бе­раль­ной тео­ло­гии – мо­дер­ни­стов кон. 19 – нач. 20 вв.

Кри­зис в кон­сти­ту­ци­он­ных от­но­ше­ни­ях свет­ско­го го­су­дар­ства и церк­ви на ру­бе­же 19–20 вв. был вы­зван тем, что цер­ковь прак­ти­че­ски не име­ла воз­мож­но­сти при­ни­мать са­мо­стоят. ре­ше­ния по во­про­сам ве­ро­уче­ния, внутр. уст­рой­ст­ва и бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ки. По­пыт­ки из­ме­нить си­туа­цию при­ве­ли к соз­да­нию в 1919 Нац. ас­самб­леи церк­ви Анг­лии (The Church of Eng­land Na­tional As­sembly), ко­то­рая по­лу­чи­ла пол­но­мо­чия под­го­тав­ли­вать за­ко­но­да­тель­ные пред­ло­же­ния по во­про­сам цер­ков­ной жиз­ни, но они по-преж­не­му долж­ны бы­ли ут­вер­ждать­ся пар­ла­мен­том и мо­нар­хом. Ак­ти­ви­за­ция при­ход­ской жиз­ни, уча­стие ми­рян в про­све­ти­тель­ской и бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­сти церк­ви обу­сло­ви­ли по­яв­ле­ние сис­те­мы пред­ста­ви­тель­ст­ва от ми­рян в ор­га­нах цер­ков­но­го управ­ле­ния всех уров­ней. В 1921 бы­ла про­ве­де­на ре­фор­ма цер­ков­но­го са­моуправ­ле­ния: в при­хо­дах в обя­за­тель­ном по­ряд­ке соз­да­ва­лись со­ве­ты с уча­сти­ем ми­рян. В 1947–67 Нац. ас­самб­лея по­лу­чи­ла функ­ции вер­хов­но­го апел­ля­ци­он­но­го су­да по во­про­сам док­три­ны церк­ви, бо­го­слу­же­ния и цер­ков­ной дис­ци­п­ли­ны, при­над­ле­жав­шие ра­нее свет­ско­му ор­га­ну – юри­дич. к-ту Ка­би­не­та ми­ни­ст­ров. По Ак­ту о си­но­даль­ном управ­ле­нии (Syn­o­di­cal Gov­ern­ment Mea­s­ure Act, 1965), одоб­рен­но­му пар­ла­мен­том, Нац. ас­самб­лея в 1969 бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в Ге­не­раль­ный си­нод церк­ви Анг­лии, по­лу­чив­ший пра­во за­ко­но­да­тель­ной ини­циа­ти­вы в цер­ков­ных во­про­сах.

Церковно-административное устройство

А. ц. на­счи­ты­ва­ет ок. 26 млн. чле­нов (2003). Её гла­вой яв­ля­ет­ся пра­вя­щий мо­нарх, ко­то­ро­му при­над­ле­жит исклю­чи­тель­ное пра­во на­зна­чать ар­хи­епи­ско­пов, епи­ско­пов и на­стоя­те­лей ка­фед­раль­ных со­бо­ров (это пра­во за­кре­п­ле­но «Ак­том о на­зна­че­нии епи­ско­пов», 1533). По со­гла­со­ва­нию с пре­мьер-ми­ни­ст­ром пра­вя­щий мо­нарх на­зна­ча­ет ар­хи­епи­ско­пов (2 чел.), епи­ско­пов (108 чел.), на­стоя­те­лей со­бо­ров (42 чел.). Тер­ри­то­ри­аль­но в юрис­дик­цию А. ц. вхо­дят: Анг­лия, о. Мэн; ост­ро­ва, рас­по­ло­жен­ные в пре­де­лах про­ли­ва Ла-Манш; о-ва Сил­ли, часть Уэль­са, дио­цез, вклю­чаю­щий кон­гре­га­ции во всех стра­нах Ев­ропы, а так­же Ма­рок­ко, Тур­цию и не­ко­то­рые тер­ри­то­рии быв. СССР. Цер­ковь Анг­лии де­лит­ся на 2 про­вин­ции: юж­ную воз­глав­ля­ет ар­хи­еп. Кен­тер­берий­ский, се­вер­ную – ар­хи­еп. Йорк­ский. В со­став сев. про­вин­ции вхо­дят 14 дио­це­зов, юж. про­вин­ция на­счи­ты­ва­ет 40 дио­це­зов. Дио­це­зы со­сто­ят из 13 тыс. при­хо­дов в Анг­лии и 260 ев­роп. кон­гре­га­ций.

Анг­ли­кан­ские епи­ско­пы яв­ля­ют­ся ду­хов­ны­ми лор­да­ми ко­ро­лев­ст­ва, оба ар­хи­епи­ско­па и 24 епи­ско­па вхо­дят в со­став Верх­ней па­ла­ты пар­ла­мен­та. Влия­ние го­су­дар­ст­ва на де­ла церк­ви вы­ра­жа­ет­ся в том, что под­бор кан­ди­да­тов на ва­кант­ные епи­скоп­ские ка­фед­ры осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пре­мьер-ми­ни­ст­ром, не­за­ви­си­мо от то­го, при­над­ле­жит ли он к А. ц., и его спец. сек­ре­та­рём. В от­но­ше­нии по­став­ле­ния на долж­ность свя­щен­ни­ков в Анг­лии про­дол­жа­ет дей­ст­во­вать ср.-век. тра­ди­ция – во мно­гих слу­ча­ях свя­щен­ник вы­дви­га­ет­ся па­тро­на­ми, в чис­ле ко­то­рых мо­гут быть мо­нарх (кон­тро­ли­рую­щий в этом ка­че­ст­ве неск. со­тен при­ходов), ми­ни­ст­ры пра­ви­тель­ст­ва, ав­то­ри­тет­ные пред­ста­ви­те­ли ме­ст­ной ари­сто­кра­тии, а так­же кор­по­ра­ции – уни­вер­си­те­ты и ка­фед­раль­ные со­бо­ры. А. ц. раз­ре­ша­ет всту­пать в брак кли­ри­кам как до по­став­ле­ния (ор­ди­на­ции), так и по­сле не­го.

С кон. 20 в. А. ц. до­пус­ка­ет так­же жен­ское свя­щен­ст­во. С 1977 жен­щин по­свя­ща­ют в диа­ко­ны, с 1990 – в пре­сви­те­ры. Это ре­ше­ние вы­зва­ло не­од­но­знач­ную ре­ак­цию в А. ц. и в Анг­ли­кан­ском со­дру­же­ст­ве, в свя­зи с чем в ре­зо­лю­ци­ях 13-й Лам­бет­ской кон­фе­рен­ции (1998) разъ­яс­ня­ет­ся, что и те, кто одоб­ря­ют ор­ди­на­цию жен­щин, и те, кто не при­ни­ма­ют её, яв­ля­ют­ся ис­тин­ны­ми анг­ли­ка­на­ми.

В 1704 на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние цер­ковной соб­ст­вен­но­сти с т. н. «да­ра ко­ро­ле­вы Ан­ны» (1702–14), по­жа­ло­вав­шей цер­к­ви до­та­цию «на под­дер­жа­ние бед­но­го ду­хо­вен­ст­ва». С 1809 А. ц. ста­ла по­лу­чать по­сто­ян­ные гос. суб­си­дии, рас­хо­до­ва­ние ко­то­рых кон­тро­ли­ро­ва­лось пар­ла­мен­том. С 1936 уп­разд­не­на цер­ков­ная де­ся­ти­на, в свя­зи с чем пар­ла­мент Анг­лии вы­пла­тил церк­ви еди­но­вре­мен­ную ком­пен­са­цию в 70 млн. фунтов стер­лин­гов. Осн. часть до­хо­дов церк­ви Анг­лии со­став­ля­ют по­жерт­во­ва­ния. В 1998 в соб­ст­вен­но­сти А. ц. на­хо­ди­лись 42 ка­фед­раль­ных со­бо­ра и 16 тыс. церк­вей, из них 13 тыс. счи­та­ют­ся ар­хи­тек­тур­но-ис­то­рическими па­мят­ни­ка­ми. В ве­де­нии церк­ви на­хо­дит­ся около 5 тыс. школ.

Англиканское содружество

Анг­ли­кан­ское со­дру­же­ст­во (англ. An­gli­can Com­mun­ion) объ­е­ди­ня­ет церк­ви, ис­по­ве­дую­щие анг­ли­кан­ское ве­ро­уче­ние, при­дер­жи­ваю­щие­ся прак­ти­ки бо­го­слу­же­ния, оп­ре­де­ляе­мой Кни­гой об­щих мо­литв, до­пус­каю­щие ев­ха­ри­сти­че­ское об­ще­ние и при­знаю­щие в той или иной сте­пе­ни ис­то­рич. связь с Кен­тер­бе­рий­ской епар­хи­ей, а так­же ав­то­ри­тет ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ско­го.

Совместное богослужение. Март 2001. Слева направо: архиепископ Кенийский Дэвид Джитари, глава Епископальной церкви США епископ Фрэнк Гризуолд и архиепископ Кентерберийский Джордж Кэри.

Во 2-й пол. 17–18 вв. влия­ние церк­ви Анг­лии вы­шло за пре­де­лы Бри­тан­ских о-вов. Дио­це­зы А. ц. бы­ли об­ра­зо­ва­ны в Се­ве­ро­аме­ри­кан­ских ко­ло­ни­ях Ве­ли­ко­бри­та­нии и в Ка­на­де, позд­нее на их мес­те воз­ник­ли не­за­ви­си­мые Про­тес­тант­ская епи­ско­паль­ная цер­ковь Аме­ри­ки и Анг­ли­кан­ская цер­ковь Ка­на­ды. По ме­ре рас­ши­ре­ния Брит. им­пе­рии в 19 в. уч­ре­ж­да­ют­ся но­вые дио­це­зы в Аф­ри­ке, Ин­дии, Ав­ст­ра­лии и Но­вой Зе­лан­дии; бла­го­да­ря мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти дио­це­зы по­яв­ля­ют­ся так­же на тер­ри­тори­ях, не вхо­дя­щих в со­став им­пе­рии, – в Япо­нии, Ки­тае, Егип­те, Ира­не, на о-вах По­ли­не­зии, на о. Ма­да­га­скар, в Юж. Ев­ро­пе, в Ие­ру­са­ли­ме, Гиб­рал­та­ре (тер­ри­то­рии с осо­бым ста­ту­сом) и др. Уве­ли­че­ние чис­ла за­мор­ских дио­це­зов и по­вы­ше­ние ста­ту­са цер­ков­ных ие­рар­хов в ко­ло­ни­ях при­ве­ло к соз­да­нию в 1841 Со­ве­та ко­ло­ни­аль­ных епи­скопств (Co­lo­nial Bish­op­rics’ Coun­cil). В кон. 19 – нач. 20 вв. за­мор­ские про­вин­ции и дио­це­зы об­ре­та­ли всё боль­шую не­за­ви­си­мость как от Британской им­пе­рии, так и от Кен­тер­бе­рий­ско­го пре­стола. Этот про­цесс стал не­об­ра­ти­мым по­сле за­вер­ше­ния 2-й ми­ро­вой вой­ны и окон­ча­тель­но­го от­ка­за Бри­та­нии от её ко­ло­ни­аль­ных вла­де­ний в 1960-х гг.

Воз­ник­но­ве­ние Анг­ли­кан­ско­го со­дру­же­ст­ва от­но­сит­ся к 1867, ко­гда раз­но­гла­сия ме­ж­ду сто­рон­ни­ка­ми «вы­со­ко­го» и еван­ге­ли­че­ско­го на­прав­ле­ний в Анг­ли­кан­ской церк­ви Ка­на­ды по­ста­ви­ли епи­ско­пов ко­ло­ни­аль­ных церк­вей пе­ред не­об­хо­ди­мо­стью об­су­дить ряд об­щих тео­ре­тич. и юри­дич. во­про­сов. С этой це­лью в 1867 в лон­дон­ской ре­зи­ден­ции ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ско­го – Лам­бет­ском двор­це – бы­ла со­зва­на 1-я Лам­бет­ская кон­фе­рен­ция. С тех пор Лам­бет­ские кон­фе­рен­ции анг­ли­кан­ских епи­ско­пов про­хо­дят под председательством ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ско­го ка­ж­дые 10 лет (за ис­клю­че­ни­ем пе­рио­да 1930–48, ко­гда ре­гу­ляр­ным встре­чам по­ме­ша­ла вой­на). Кон­фе­рен­ции яв­ля­ют­ся не­фор­маль­ным со­б­ра­ни­ем ие­рар­хов анг­ли­кан­ских церк­вей, ре­зо­лю­ции ко­то­ро­го не счи­та­ют­ся за­ко­нода­тель­ны­ми ак­та­ми и не­обя­за­тель­ны для вы­пол­не­ния чле­на­ми Анг­ли­кан­ско­го со­дру­же­ст­ва. Тем не ме­нее ре­зо­лю­ции Лам­бет­ских кон­фе­рен­ций поль­зу­ют­ся боль­шим ав­то­ри­те­том. Ре­ше­ния и от­чё­ты о Лам­бет­ских кон­фе­рен­ци­ях ре­гу­ляр­но пуб­ли­ку­ют­ся («Lam­beth Con­fe­rence. Reso­lu­tions and Re­ports»). Офиц. пе­чат­ным ор­га­ном Анг­ли­кан­ско­го со­дру­же­ст­ва яв­ля­ет­ся так­же ж. «Анг­ли­кан­ский мир» («An­gli­can World»).

Чле­на­ми Анг­ли­кан­ско­го со­дру­же­ст­ва од­но­временно яв­ля­ют­ся как отд. дио­це­зы, так и про­вин­ции, ав­то­ном­ные нац. церк­ви, ре­гио­наль­ные объ­е­ди­не­ния церк­вей и ме­ж­ду­нар. цер­ков­ные ор­га­ни­за­ции. Поч. гла­вой яв­ля­ет­ся ар­хи­еп. Кен­тер­бе­рий­ский, ко­то­рый, од­на­ко, не име­ет осо­бых пол­но­мо­чий за пре­де­ла­ми церк­ви Анг­лии, Кен­тер­бе­рий­ской епар­хии и ря­да дио­це­зов, на­хо­дя­щих­ся в пря­мом под­чи­не­нии ему, рас­се­ян­ных по все­му ми­ру. Тем не ме­нее он об­ла­да­ет мо­раль­ным ав­то­ри­те­том и все­ми при­знан­ным ли­дер­ст­вом. Со­хра­няя пре­дан­ность (loy­alty) Кен­тер­бе­рий­ско­му пре­сто­лу, чле­ны со­дру­же­ст­ва дей­ст­ву­ют ав­то­ном­но.

Лит.: A col­lec­tion of ar­ti­cles of the Church of Eng­land. L., 1661; The book of com­mon prayer. L., 1662; Col­lec­tio Docu­men­torum His­to­riae Re­for­ma­tio­nis Ec­cle­siae An­gli­ca­nae. L., 1680; Beveridge W. The Doc­trine of the Church of Eng­land. Oxf., 1840; A his­tory of the ar­ti­cles of re­lig­ion. L., 1851; Ми­хай­лов­ский В. М. Анг­ли­кан­ская цер­ковь в ее от­но­ше­нии к Пра­во­сла­вию. СПб., 1864; Phil­li­more R. The Ec­cle­si­as­ti­cal law of the Church of Eng­land: In 2 vol. L., 1873–1876; Со­ко­лов В. А. Ие­рар­хия Анг­ли­кан­ской епи­ско­паль­ной церк­ви. М., 1906; Ol­lard S. L. A dic­tio­nary of Eng­lish Church his­tory. L., 1912; Ma­jor H. D. Eng­lish mod­ern­isms, its ori­gins, meth­ods, aims. Oxf., 1927; Rupp E. The making of the Eng­lish Prot­es­tant tra­di­tion. Camb., 1947; Great Brit­ain. Laws and stat­u­tes. The pub­lic gen­eral acts and Church As­sembly Mea­s­ure. L., 1961 –; Herk­lots H. G. G. Fron­tiers of the Church: The mak­ing of the Angli­can Com­mun­ion. L., 1961; Mar­tin J. A. The new dia­logue be­tween phi­loso­phy and theol­ogy. L., 1966; The can­ons of the Church of Eng­land. L., 1969; Fouyas M. Or­tho­doxy, Ro­man Ca­tholi­cism and An­gli­can­ism. L., 1972; Duffy E. The strip­ping of the al­tars: tra­di­tional re­lig­ion in Eng­land, 1400–1580. L., 1992; Haigh C. Eng­lish ref­or­ma­tions: re­lig­ion, poli­tics and so­ci­ety un­der the Tu­dors. Oxf., 1993; Lam­beth Con­fer­ence, 1998: Reso­lu­tions and Re­ports. L., 1998.

Вернуться к началу