Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПУРИТА́НЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 751

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Таубер

ПУРИТА́НЕ (англ. Puritans, от лат. puri­tas – чис­то­та), од­но из те­че­ний про­тес­тан­тиз­ма во 2-й пол. 16 – 17 вв. Объ­еди­ни­ло ши­ро­кий круг англ. про­тес­тан­тов, не­до­воль­ных ком­про­мисс­ным ха­рак­те­ром ве­ро­уче­ния Анг­ли­кан­ской церк­ви. Тер­мин воз­ник в 1560-х гг. как про­зви­ще сто­рон­ни­ков очи­ще­ния Церк­ви Анг­лии от эле­мен­тов ка­то­лич. ве­ро­уче­ния.

Воз­ник­но­ве­ние П. свя­за­но с по­пыт­ка­ми час­ти англ. ду­хо­вен­ст­ва ини­ции­ро­вать бо­лее ра­ди­каль­ную цер­ков­ную ре­фор­му во вре­мя за­се­да­ний пар­ла­мен­та 1559 и кон­во­ка­ции (со­б­ра­ние ду­хо­вен­ст­ва) 1563–1567, а так­же с вы­сту­п­ле­ния­ми про­тив цер­ков­но­го еди­но­об­ра­зия (в ча­ст­но­сти, спо­ром об об­ла­че­ни­ях сер. 1560-х гг.), не по­лу­чив­ши­ми под­держ­ки ко­ро­ле­вы Ели­за­ве­ты I Тю­дор и цер­ков­ных вла­стей. С нач. 1570-х гг. осн. объ­ек­та­ми кри­ти­ки офиц. Церк­ви ста­ли епи­ско­пат и цер­ков­ная ие­рар­хия. Идею их за­ме­ны пре­сви­те­ри­ан­ским уст­рой­ст­вом Церк­ви (см. в ст. Пре­сви­те­риа­не) вы­ска­зал в 1570 Т. Кар­трайт (ок. 1535 – 1603) в сво­их лек­ци­ях в Кем­бридж­ском ун-те, позд­нее она бы­ла вы­ра­же­на в «На­став­ле­нии пар­ла­мен­ту» («Admonition to the Parliament»), на­пи­сан­ном Т. Уил­кок­сом (ок. 1549 – 1608) и Дж. Фил­дом (1545–88) в 1572. На­ря­ду с уме­рен­ным пре­сви­те­ри­ан­ским на­прав­ле­ни­ем, с 1580-х гг. из чис­ла П. вы­де­ли­лись бо­лее ра­ди­каль­ные ин­де­пен­ден­ты.

Мно­гие П. во 2-й пол. 16 в. под­вер­га­лись пре­сле­до­ва­ни­ям вла­стей, од­на­ко по­пу­ляр­ность их идей рос­ла. В 1603 ко­ролю Яко­ву I Стю­ар­ту бы­ла по­да­на пе­ти­ция с пред­ло­же­ния­ми по очи­ще­нию Церк­ви Анг­лии от ка­то­лич. об­ря­дов, под­пи­сан­ная ты­ся­чей свя­щен­ни­ков, од­на­ко в янв. 1604 ко­роль со­гла­сил­ся толь­ко на вне­се­ние не­зна­чит. из­ме­не­ний в Кни­гу об­щих мо­литв, что не уст­рои­ло боль­шин­ст­во П. Не­смот­ря на про­дол­жав­шие­ся пре­сле­до­ва­ния, осо­бен­но уси­лив­шие­ся в прав­ле­ние Кар­ла I Стю­ар­та, из-за ко­то­рых мно­гим П. при­шлось бе­жать из Анг­лии (в т. ч. в Аме­ри­ку), к сер. 17 в. П. ста­ли мощ­ной по­ли­тич. си­лой и сыг­ра­ли зна­чит. роль в Анг­лийской ре­во­лю­ции 17 в. По­сле рес­тав­ра­ции Стю­ар­тов в 1660 часть П. при­сое­ди­ни­лась к офиц. Церк­ви Анг­лии, часть – к разл. те­че­ни­ям нон­кон­фор­ми­стов (кон­гре­га­цио­на­ли­сты и др.).

Лит.: Hill C. Society and puritanism in pre-revolutionary England. L., 1964; Lake P. Mo­derate Puritans and the Elizabethan church. Camb., 1982; Collinson P. English Puritanism. L., 1983; The Cambridge companion to Purita­nism / Ed J. Coffey, P. Lim. Camb., 2008.

Вернуться к началу