ДИАЛЕКТИ́ЧЕСКАЯ ТЕОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИАЛЕКТИ́ЧЕСКАЯ ТЕОЛО́ГИЯ, теология кризиса, ведущее направление в европ. теологии протестантизма 1920–30-х гг., развивавшееся в контакте с ранним нем. экзистенциализмом и близкое к нему по происхождению и установкам (напр., в стремлении опереться на наследие С. Кьеркегора). Толчком к возникновению Д. т. был глубокий кризис устоев европ. цивилизации, выявившийся в связи с 1-й мировой войной и её последствиями. Принципы этого течения были сформулированы в 1921–22 в работах швейц. теологов К. Барта, Э. Бруннера, нем. теологов Р. Бультмана, Ф. Гогартена и др. В 1923 был создан печатный орган Д. т. «Zwischen den Zeiten». Манифестом Д. т. явилась книга Барта «Толкование на послание апостола Павла к римлянам» («Der Römerbrief», 2. Aufl., 1922). В качестве осн. принципа Д. т. её инициаторы принимают «диалектический путь» к утверждению через отрицание и противоречие.
Исходный пункт Д. т. – безнадёжность всех попыток овладеть содержанием веры через к.-л. интеллектуальные или культовые манипуляции, т. е. через «религию», которую Д. т. резко противопоставляет «вере». «Религия» – свод заранее данных приёмов обращения с Богом, «вера» – событие непредусмотренной встречи с Богом в конкретности истории. Усматривая в религии иллюзию, благодаря которой человек получает под видом образа Бога собств. мистифицированный образ, Д. т. готова в этом пункте солидаризироваться с атеистич. антропологизмом Л. Фейербаха. Отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, Д. т. утверждает веру в абсолютно несоизмеримого, по отношению ко всему человеческому, Бога. Перед таким Богом человек в любом своём совершенстве обречён стоять с пустыми руками. Бог, по мысли диалектич. теологов, есть «критическое отрицание» всего, «лишённый всякой предметности источник кризиса всей предметности, судья, не-бытие мира» (Барт К. Послание к Римлянам. М., 2005. С. 55). При таких предпосылках положение теологии становится весьма драматичным: она ощущает себя между отвергнутой предметностью и пустой беспредметностью, пытаясь найти выход из этой ситуации в обращении к откровенно многозначным формулировкам. Установка Д. т. близка методу философствования М. Хайдеггера и К. Ясперса.
В историч. перспективе учение Д. т. предстаёт как возвращение к осн. идейным мотивам инициаторов Реформации – М. Лютера и Ж. Кальвина. Отвержение «религии» – это логич. предел лютеровского отвержения «оправдания делами». В связи с этим Д. т. выступила против либерального протестантизма 19 в., растворявшего веру в психологии, религию – в стихии безрелигиозной цивилизации.
Распад течения Д. т. был связан, во-первых, с политич. событиями 1930-х гг.: если К. Барт и П. Тиллих стали провозвестниками христианского сопротивления гитлеризму, то Ф. Гогартен примкнул к пронацистскому течению т. н. немецких христиан. Во-вторых, присущее Д. т. неустойчивое равновесие её противоположных тенденций нарушалось в том или ином направлении: Р. Бультман пришёл к провозглашению «демифологизации» христианского учения; Э. Бруннер, пытаясь преодолеть нигилистич. беспредметность Д. т., приступил к построению новой «естественной теологии», что вызвало резкую отповедь Барта. Эпилогом к европ. истории Д. т. явилась деятельность в США Р. Нибура, заимствовавшего у своих нем. предшественников критику теологич. либерализма и социального оптимизма.