БАРТ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАРТ (Barth) Карл (10.5.1886, Базель – 10.12.1968, там же), швейц. кальвинистский богослов, гл. представитель диалектической теологии. Изучал теологию и философию в университетах Берна, Берлина, Тюбингена и Марбурга; в числе его учителей – Г. Коген и П. Наторп, а также А. Гарнак и др. видные либерально-протестантские теологи. С 1911 пастор, тяготел к христианскому социализму; в 1915 вступил в социалистич. партию. «Послание к римлянам» (1919, рус. пер. 2005) – экзегетический труд об одном из новозаветных текстов, перерастающий в богословский манифест (особенно во 2-м изд., 1922), – вызвало бурную дискуссию и выдвинуло Б. в ряды наиболее заметных инициаторов мировоззренч. переориентации нем. протестантизма. В 1921–35 профессор в разл. нем. университетах; после столкновений с гитлеровским режимом вернулся в Швейцарию. Выступал как вдохновитель «Исповеднической церкви» – оппозиционного по отношению к гитлеризму движения в протестантизме; гл. автор т. н. Барменской декларации, принятой в мае 1934 и выразившей принципы этого движения. Пришёл к принципиальному признанию необходимости бороться против нацизма с оружием в руках (письмо Й. Л. Громадке от 19.11.1938). В послевоенные годы – активный сторонник мирного сосуществования.
Мировоззрение Б. сложилось в атмосфере глубокого кризиса, постигшего в нач. 20 в. псевдогармонию между протестантизмом и буржуазным прогрессом. Эта обманчивая видимость была скомпрометирована для Б., в частности, промилитаристской позицией большинства нем. профессоров, в т. ч. теологов, в нач. 1-й мировой войны. Б. усматривает самодовольство образованного филистера во всех попытках «приручить» веру, сделать её частью культуры и цивилизации, упорядочивающим и консервирующим фактором обществ. жизни. Опираясь на наследие С. Кьеркегора и Ф. М. Достоевского, но также на пример М. Лютера и Ж. Кальвина, Б. резко настаивает на абсолютной трансцендентности Бога по отношению ко всем ценностям цивилизации. В той мере, в какой человек не покидает мира этих ценностей, он не может действительно веровать, а всего лишь имеет «религию» (под которой у Б., как и у др. представителей диалектич. теологии, понимаются осуждаемые ими попытки свести Бога в плоскость собств. готовых представлений о Боге); в акте веры он выходит из мира этих ценностей и тем самым из тождества себе как сформированному социально-культурной детерминацией индивиду; чтобы обрести себя в вере, надо потерять себя в ней («Der Römerbrief», 1922). Эту же запредельность «веры» по отношению к «религии» Б. отстаивает и в последоват. отрицании всех попыток ввести в протестантскую теологию модернизированную версию аналогии сущего (analogia entis). Полемич. тенденции особенно характерны для раннего творчества Б., когда он резко отталкивался от либерального культа культуры и сведения веры к эмоции в духе романтич. теологии Ф. Шлейермахера, а также католич. понятия естеств. теологии. В конце жизни Б., не отказываясь ни от одной из своих установок, стремился отрешиться от пристрастной полемичности и воздать должное тому, против чего боролся всю жизнь («Протестантская теология в 19 в. Её предыстория и история», «Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert. Ihre Vorgeschichte und ihre Geschichte», 1947).