НИ́БУР РЕЙНXОЛЬД
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИ́БУР (Niebuhr) Рейнxольд (21.6.1892, Райт-Сити, штат Миссури – 1.6.1971, Стокбридж, штат Массачусетс), амер. протестантский теолог, политолог. Родился в семье лютеранского пастора. После окончания семинарии в Сент-Луисе стал пастором (1913), окончил Йельский ун-т (1915). Пастор в Детройте (1915–28). Проф. социальной этики Объединённой богословской семинарии Нью-Йорка (1928–60). В 1931 основал Об-во социалистич. христианства, в рамках которого с 1935 издавал ж. «Радикальная религия». Один из лидеров антикоммунистич. организации «Американцы за демократическое действие» (1941) и Либеральной партии Нью-Йорка (1944). С 1941 издавал ж. «Христианство и кризис», цель которого заключалась в противодействии нацизму и коммунизму. Участник экуменич. оксфордской конференции «Жизнь и дело» (1937), первого собрания Всемирного совета церквей в Амстердаме (1948). Награждён высшей наградой США для гражд. лиц – Президентской медалью свободы (1964).
В ранний период творчества Н. обращался к проблемам религ. либерализма и социализма. В первой кн. «Нужна ли цивилизации религия?» (1927) он разделял оптимистич. настроенность либеральной теологии, утверждающей возможность приближения к социальному Царству Божию на пути деятельного исполнения заповеди о любви к ближнему. Однако в работе «Моральный человек и аморальное общество» (1932) Н. говорил уже о невозможности достижения социальной справедливости посредством индивидуальной религиозности. Под влиянием опыта пастырского служения в рабочей общине Детройта в творчестве Н. короткое время преобладали марксистские идеи. В Джиффордских лекциях, прочитанных в 1939 в Эдинбурге (изданы под назв. «The nature and destiny of man»), он обращался к антропологич. проблематике, соединяя идеи С. Кьеркегора и блж. Августина: подчёркивал амбивалентность греховной эгоцентричности человека и его способности к самотрансцендированию. Здесь обнаруживается близость теологич. позиции Н. к протестантской неоортодоксии. В произведениях позднего периода Н. разрабатывал вопросы философии истории. При этом в центре его внимания – категория греха, диалектич. соотнесённость любви и справедливости, веры и политики, борьба с идолами богатства, политич. власти, расового превосходства. Поздние работы Н. отмечены влиянием диалогич. философии М. Бубера.
Брат Н. – Ричард Хельмут (3.9.1894–5.7.1962), амер. протестантский теолог, специалист в области христианской этики, писатель, обществ. деятель. Пастор Евангелич. церкви в г. Сент-Луис, проф. Йельской теологич. школы (с 1931). Испытал влияние идей социального евангелизма, позднее – протестантской неоортодоксии. Сочинения: «Социальные истоки вероисповеданий» («The social sources of denominationalism», 1929), «Значение Откровения» («The meaning of Revelation», 1941), «Христос и культура» («Christ and culture», 1951), «Радикальный монотеизм и западная культура» («Radical monotheism and Western culture», 1960) и др.