НЕООРТОДО́КСИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕООРТОДО́КСИЯ в протестантизме, течение в протестантском богословии 20 в. Термин «Н.» используется в совр. религиоведч. лит-ре (преим. англоязычной) как обобщающее обозначение ряда направлений реформатского (кальвинистского) и лютеранского богословия, в т. ч. диалектической теологии, теологии кризиса, теологии парадокса, теологии слова Бога и др., которые возникли в 1920–30-х гг. в качестве критич. реакции на господствовавшее в протестантизме 19 – нач. 20 вв. либеральное богословие. Наиболее характерный представитель европ. Н. – К. Барт; в США основоположник Н. – Р. Нибур. Идеи Н. в разл. периоды жизни развивали Р. Бультман, Э. Бруннер, П. Тиллих, Ф. Гогартен (1887–1967), О. Кульманн (1902–99), Э. Турнейзен (1888–1974), Г. Р. Нибур (1894–1962) и др.
Представители Н. обвиняли либеральную теологию в игнорировании фундам. различия между Богом и человеком, в тотальной рационализации религ. опыта, в сведении христианства к общественному и культурному феномену, в чрезмерном историч. оптимизме и утопизме. Либеральному релятивизму они противопоставляли «ортодоксию», понимая под ней единую христианскую богословскую традицию, в основании которой лежит восприятие Библии как слова Бога, содержащего истинное Откровение об Иисусе Христе. Недостатком классич. ортодоксии сторонники Н. объявляли библейский буквализм; путь его преодоления они видели в том, чтобы рассматривать Библию как «временное слово Бога», т. е. не в качестве Откровения самого по себе, но как то «место», где к человеку обращается и открывает себя Иисус Христос – «вечное Слово Бога». Признавая допустимость науч. критики текста Библии, теологи Н. вместе с тем не соглашались с либеральной критикой библейского богословия, указывая, что его принципиальные положения не могут подвергаться пересмотру ради модернизации христианства и согласования его с к.-л. секулярным мировоззрением. Высоко оценивая учения М. Лютера, Ж. Кальвина и др. идеологов Реформации, заложивших основы протестантской ортодоксии, приверженцы Н., в отличие от протестантских традиционалистов, призывали не столько к усвоению конкретных идей ортодоксального богословия, сколько к повторению опыта создания евангелич. теологии на основе диалектич. восприятия откровения Бога одновременно в историч. и экзистенциальном аспектах. Для богословия Н. характерно подчёркивание абсолютной трансцендентности Бога и его суверенности, а также тотальной греховности человека, накладывающей жёсткие ограничения на его способность к познанию Бога и к добродетельной жизни. Отмечая существование «пропасти» между Богом и человеком, сторонники Н. видели единственное средство её преодоления в признании необходимости Божественного Откровения и в поиске сверхъестеств. спасения через личную веру в Иисуса Христа, благодаря которой человек примиряется и соединяется с Богом, получает отпущение грехов и становится способным совершать добро.