Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУ́ЛЬТМАН РУДОЛЬФ КАРЛ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 340

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Гараджа

БУ́ЛЬТМАН (Bultmann) Ру­дольф Карл (20.8.1884, Ви­фель­ште­де, близ Оль­ден­бур­га – 30.7.1976, Мар­бург), нем. лю­те­ран­ский бо­го­слов, пред­ста­ви­тель диа­лек­ти­че­ской тео­ло­гии.

Изу­чал тео­ло­гию в ун-тах Тю­бин­ге­на, Бер­ли­на, Мар­бур­га. С 1916 проф. в Брес­лау (Вроц­лав), с 1920 – в Ги­се­не. В 1921–51 проф. Мар­бург­ско­го ун-та, один из круп­ней­ших ис­сле­до­ва­те­лей Но­во­го За­ве­та.

Б. по­ла­гал, что о Бо­ге как «со­вер­шен­но ином» че­ло­век знать ни­че­го не мо­жет; осн. пред­ме­том по­зна­ния яв­ля­ет­ся оп­ре­де­ляе­мое Бо­гом че­ло­ве­че­ское су­ще­ст­во­ва­ние в ми­ре: го­во­рить о Бо­ге мож­но толь­ко го­во­ря о че­ло­ве­ке.

В ра­бо­те «Но­вый За­вет и ми­фо­ло­гия» (1941) Б. пред­ло­жил про­грам­му де­ми­фо­ло­ги­за­ции, т. к. весть о Вос­кре­се­нии из­ло­же­на в Но­вом За­ве­те в фор­ме ми­фо­ло­ги­зи­ро­ван­но­го дис­кур­са, ко­то­рый совр. че­ло­ве­ку вос­при­нять слож­но. Но, со­глас­но Б., в по­доб­ном ми­фо­ло­ги­зи­ро­ван­ном дис­кур­се нет ни­че­го сущ­но­ст­но важ­но­го для хри­сти­ан­ст­ва, от че­го бы­ло бы не­воз­мож­но от­ка­зать­ся. Стре­мясь от­де­лить сущ­ность еван­гель­ско­го «воз­ве­ще­ния» от ми­фов, ко­то­ры­ми она бы­ла ус­лож­не­на при уст­ной пе­ре­да­че, Б. раз­ра­бо­тал со­вме­ст­но с Мар­ти­ном Ди­бе­лиу­сом (1883–1947) ме­тод фор­маль­но-ис­то­рич. ана­ли­за (Formgeschichte) и при­ме­нил его к Но­во­му За­ве­ту.

Б. ис­поль­зо­вал при ин­тер­пре­та­ции Но­во­го За­ве­та эк­зи­стен­ци­аль­ную фи­ло­со­фию М. Хай­дег­ге­ра, сво­его кол­ле­ги по Мар­бург­ско­му ун-ту в 1920-е гг. Спа­се­ние че­рез Хри­ста, пе­ре­ход к под­лин­но­му су­ще­ст­во­ва­нию дос­ти­га­ет­ся в еже­час­ном от­ве­те че­ло­ве­ка на «ке­риг­му» (греч. ϰήρυγμα – воз­ве­ще­ние, про­по­ведь) о Рас­пя­том и Вос­крес­шем Ии­су­се Хри­сте, так что каж­дый мо­мент че­ло­ве­чес­кой жиз­ни в «си­туа­ции вы­бо­ра» дол­жен оп­ре­де­лять­ся этим «воз­ве­ще­ни­ем».

Кон­цеп­ция Б., по­лу­чив­шая ши­ро­кую из­ве­ст­ность, ока­за­лась в сер. 20 в. в цент­ре бо­го­слов­ских дис­кус­сий в Зап. Ев­ро­пе и США.

Соч.: Neues Testament und Mythologie: Das Problem der Entmythologisierung der neutes­tamentlichen Verkündigung. Münch., 1941; Theologie des Neuen Testaments. Tüb., 1948; Jesus Christus und die Mythologie. Hamb., 1964; Ии­сус // Путь. 1992. № 2; Neues Testament und christliche Existenz. Tüb., 2002; Из­бран­ное: Ве­ра и по­ни­ма­ние. М., 2003.

Лит.: The theology of R. Bultmann / Ed. Ch. W. Kegley. N. Y., 1966; Ле­зов С. В. Ис­то­рия и гер­ме­нев­ти­ка в изу­че­нии Но­во­го За­ве­та. М., 1996. С. 304–358.

Вернуться к началу