БУ́ЛЬТМАН РУДОЛЬФ КАРЛ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУ́ЛЬТМАН (Bultmann) Рудольф Карл (20.8.1884, Вифельштеде, близ Ольденбурга – 30.7.1976, Марбург), нем. лютеранский богослов, представитель диалектической теологии.
Изучал теологию в ун-тах Тюбингена, Берлина, Марбурга. С 1916 проф. в Бреслау (Вроцлав), с 1920 – в Гисене. В 1921–51 проф. Марбургского ун-та, один из крупнейших исследователей Нового Завета.
Б. полагал, что о Боге как «совершенно ином» человек знать ничего не может; осн. предметом познания является определяемое Богом человеческое существование в мире: говорить о Боге можно только говоря о человеке.
В работе «Новый Завет и мифология» (1941) Б. предложил программу демифологизации, т. к. весть о Воскресении изложена в Новом Завете в форме мифологизированного дискурса, который совр. человеку воспринять сложно. Но, согласно Б., в подобном мифологизированном дискурсе нет ничего сущностно важного для христианства, от чего было бы невозможно отказаться. Стремясь отделить сущность евангельского «возвещения» от мифов, которыми она была усложнена при устной передаче, Б. разработал совместно с Мартином Дибелиусом (1883–1947) метод формально-историч. анализа (Formgeschichte) и применил его к Новому Завету.
Б. использовал при интерпретации Нового Завета экзистенциальную философию М. Хайдеггера, своего коллеги по Марбургскому ун-ту в 1920-е гг. Спасение через Христа, переход к подлинному существованию достигается в ежечасном ответе человека на «керигму» (греч. ϰήρυγμα – возвещение, проповедь) о Распятом и Воскресшем Иисусе Христе, так что каждый момент человеческой жизни в «ситуации выбора» должен определяться этим «возвещением».
Концепция Б., получившая широкую известность, оказалась в сер. 20 в. в центре богословских дискуссий в Зап. Европе и США.