ФЕ́ЙЕРБАХ ЛЮДВИГ АНДРЕАС
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕ́ЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария – 13.9.1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), нем. философ. Сын юриста А. Фейербаха. В 1823 поступил на богословский ф-т Гейдельбергского ун-та, через год, разочаровавшись в богословии, перешёл в Берлинский ун-т, где в 1824–26 слушал лекции Г. В. Ф. Гегеля. С 1828 приват-доцент Эрлангенского ун-та, уволен в 1830 после опубликования «Мыслей о смерти и бессмертии» («Gedanken über Tod und Unsterblichkeit»), в которых отвергалось личное бессмертие. С 1830 вёл уединённую жизнь (в 1836–1859 почти безвыездно в дер. Брукберг, где его жена была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики), публикуя свои филос. сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839, рус. пер. 1923), «Сущность христианства» («Das Wesen des Christenthums», 1841, рус. пер. Лондон, 1861, 1906, 1926) – гл. труд, оказавший сильнейшее влияние на его современников, «Предварительные тезисы к реформе философии» («Vorläufige Thesen zur Reform der Philosophie», 1842, рус. пер. 1922), «Основные положения философии будущего» («Grundsätze der Philosophie der Zukunft», 1843, рус. пер. 1923). В период Революции 1848–49 в Германии Ф. прочитал в Гейдельбергской ратуше в 1848–49 «Лекции о сущности религии» («Vorlesungenüber das Wesen der Religion», 1851, рус. пер. 1926).
Первоначальное влияние Гегеля (дис. «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» – «De ratione una, universali, infinita», 1828) постепенно сменилось отходом от гегелевского идеализма как «рациональной теологии» (в русле общей эволюции левого гегельянства) и обоснованием антропологич. материализма, предстающего у Ф. итогом развития новоевроп. мысли, опирающейся на опытное естествознание. Центр. задачей для Ф. становится раскрытие антропологич. содержания религии, которая рассматривается как выражение «родовой природы» человека, как результат его самоотчуждения, гипостазирования его сущностных свойств и чаяний в образе потустороннего существа. Источник религии – «сердце» человека, внутр. мир его чувств и переживаний (Gemüt). «Тайна теологии заключается в антропологии», и тезис христанского богословия «Бог есть любовь» означает, что любовь есть «высшая, абсолютная сила и истина» для человека, основа человеческого общежития. «Христос есть любовь человечества к самому себе», «символ, под которым народному сознанию представлялось единство рода» (Избр. филос. произведения. М., 1955. Т. 2. С. 79, 307). «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный универсальный и высший предмет философии», видя в человеке прежде всего целостное чувственное, любящее и страдающее, стремящееся к счастью существо, отличающееся от животных не только разумом, но и всеми своими чувствами (в т. ч. низшими), носящими неспецифический, универсальный характер. Сущность человека раскрывается только в общении его с др. людьми, в «диалоге между Я и Ты» (Там же. М., 1955. Т. 1. С. 202–203). Во взаимоотношении Я и Ты изначально присущее человеку стремление к счастью (основа эвдемонистич. этики Ф.) вступает в двустороннее, взаимное стремление к счастью друг друга (своеобразный вариант теории разумного – «участливого» – эгоизма, развиваемый Ф. в его работах 1860-х гг.).
Антропологич. концепция Ф. оказала сильное воздействие на формирование мировоззрения К. Маркса и Ф. Энгельса, влияние Ф. испытали Г. Келлер, Р. Вагнер, посвятивший ему в 1850 своё соч. «Художественное произведение будущего», в России – А. И. Герцен, П. Л. Лавров и особенно Н. Г. Чернышевский. В ряде моментов Ф. предвосхитил идеи позднейшего экзистенциализма (отношение Я и Ты и др.) и диалектической теологии К. Барта.