Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕГЕЛЬЯ́НСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 480-481

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Б. Баллаев

ГЕГЕЛЬЯ́НСТВО, шко­ла уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей Г. В. Ф. Ге­ге­ля в Ев­ро­пе в 1-й пол. 19 в. Наи­бо­лее зна­чи­тель­ным Г. бы­ло в Гер­ма­нии, где оно ор­га­ни­за­ци­он­но офор­ми­лось в 1826, ко­гда по ини­циа­ти­ве Ге­ге­ля бы­ло ос­но­ва­но Об-во науч­ной кри­ти­ки, из­да­вав­шее «Еже­год­ник на­уч­ной кри­ти­ки» («Jahrbücher für wissenschaftliche Kritik», 1827–46). По­сле рас­па­да ге­ге­лев­ской шко­лы жур­нал стал ор­га­ном «пра­вых», или «ста­рых», ге­гель­ян­цев (Г. Габ­лер, К. Ф. Гё­шель, К. Да­уб и др.), то­гда как ор­га­ном «мла­до­ге­гель­ян­цев», или «ле­вых» (эти обо­зна­че­ния бы­ли вве­де­ны Д. Ф. Штрау­сом по ана­ло­гии с фрак­ция­ми франц. пар­ла­мен­та), стал «Гал­ле­ский еже­год­ник» («Hallische Jahrbücher», 1838–41, в 1841–43 на­зы­вал­ся «Не­мец­кий еже­год­ник» – «Deutsche Jahrbücher»).

«Ста­рые ге­гель­ян­цы», ин­тер­пре­ти­ро­вав­шие фи­ло­со­фию Ге­ге­ля в ду­хе про­тес­тант­ской ор­то­док­сии, в раз­ра­бот­ке фи­ло­со­фии пра­ва (Л. Ген­нинг, К. Ми­хе­лет), эс­те­ти­ки (Г. Г. Го­то, К. Ро­зен­кранц), ис­то­рии фи­ло­со­фии (Й. Эрд­ман, К. Фи­шер) стре­ми­лись быть вер­ны­ми об­щим прин­ци­пам сис­те­мы Ге­ге­ля; ими бы­ло из­да­но 1-е со­б­ра­ние со­ч. Ге­ге­ля.

Ле­вое Г. фор­маль­но зая­ви­ло о се­бе вы­хо­дом в свет в 1835 соч. Д. Ф. Штрау­са «Жизнь Ии­су­са». Об­щей для мла­до­ге­гель­ян­цев (Д. Ф. Штра­ус, Б. Бау­эр, Л. Фей­ер­бах, М. Штир­нер, К. Маркс, М. Гесс, А. Ру­ге) бы­ла ори­ен­та­ция на «ос­во­бо­ж­де­ние» ге­ге­лев­ской фи­ло­со­фии от со­ци­аль­но-по­ли­тич. кон­сер­ва­тиз­ма, «аб­со­лют­но­го идеа­лиз­ма» и то­ле­рант­но­сти к ре­ли­гии. Идей­ный ра­ди­ка­лизм мла­до­ге­гель­ян­цев со­че­тал­ся с ост­рок­ри­тич. от­но­ше­ни­ем к су­ще­ст­вую­щей по­ли­тич. и со­ци­аль­ной прак­ти­ке; в их воз­зре­ни­ях чув­ст­ву­ет­ся влия­ние франц. уто­пич. со­циа­лиз­ма. Мла­до­ге­гель­ян­цы го­во­ри­ли о «за­ка­те хри­сти­ан­ст­ва», о кон­це гос­под­ствую­ще­го по­ло­же­ния ре­ли­гии в сфе­ре мо­ра­ли и жиз­нен­ных ори­ен­та­ций лич­но­сти (ра­бо­ты Фей­ер­ба­ха и Бау­эра по фи­ло­со­фии ре­ли­гии): «кри­ти­че­ская фи­ло­со­фия» при­зва­на за­ме­нить и вы­тес­нить хри­сти­ан­ст­во. В со­ци­аль­ной фи­ло­со­фии сле­ду­ет от­ме­тить фи­лос. обос­но­ва­ние анар­хиз­ма Штир­не­ром и со­циа­лиз­ма Мар­ксом. В сти­ле фи­ло­софст­во­ва­ния, тер­ми­но­ло­гии, по­ня­тий­ном аппа­ра­те мла­до­ге­гель­ян­цы на­хо­дились в боль­шой за­ви­си­мо­сти от фи­ло­со­фии Ге­ге­ля.

Лит.: Sass H. V. Untersuchungen zur Religi­onsphilosophie in der Hegelschule. 1830–1850. Münster, 1962; Pepperle I. Junghegelianische Geschichtsphilosophie und Kunsttheorie. B., 1978; Ма­ли­нин В. А., Шин­ка­рук В. И. Ле­вое ге­гель­ян­ст­во. К., 1983; The young Hegelians. Camb., 1983; Судьбы гегельянства: фило­со­фия, религия и политика прощаются с мо­дерном. М., 2000.

Вернуться к началу