ШТРА́УС ДАВИД ФРИДРИХ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ШТРА́УС (Strauß) Давид Фридрих (27.1.1808, Людвигсбург – 8.2.1874, там же), нем. философ, представитель протестантской тюбингенской школы богословия. Учился в Тюбингенском теологич. ин-те (1825–30). Испытал влияние Ф. К. Баура, Ф. Шлейермахера и в особенности Г. В. Ф. Гегеля, философия которого определила его историч. подход к исследованию Библии и христианского вероучения. В гл. труде «Жизнь Иисуса, критически переработанная» («Das Leben Jesu kritisch bearbeitet», Bd 1–2, 1835–36, рус. пер. 1907) Ш. рассматривал б. ч. евангельских повествований как мифы, заключающие в себе определённое метафизич. содержание. Иисус как историч. личность имеет мало общего с мифологич. Христом веры. Единство конечного (человека) и бесконечного (Бога) не может быть воплощено в отд. человеческой личности (здесь младогегельянец Ш. вступил в полемику с концепцией Гегеля), Христос как Искупитель символизирует всё человечество в его историч. развитии. Выход книги имел огромный резонанс и был воспринят как вызов церковной ортодоксии, сделав невозможным для Ш. продолжение академич. карьеры и став поводом к расколу гегельянства на течения, которые Ш. охарактеризовал как «правое» и «левое». Инициированная им критика религии была продолжена с более радикальных позиций Б. Бауэром и Л. Фейербахом. Осуществлённый Ш. «прорыв» (А. Швейцер) в историч. исследовании Иисуса во многом определил дальнейшее развитие протестантского богословия вплоть до программы демифологизации, выдвинутой Р. Бультманом.
В последующих работах – «Христианское вероучение в его историческом развитии и в борьбе с современной наукой» («Die christliche Glaubenslehre in ihrer geschichtlichen Entwicklung und im Kampfe mit der modernen Wissenschaft», Bd 1–2, 1840–41) и «Старая и новая вера» («Der alte und der neue Glaube», 1872, рус. пер. 1906; новое изд. – 2010) Ш. разрабатывал принципы новой, пантеистич. религии («мы больше уже не христиане»), отвечающей критериям научности и основывающейся на чувстве человеческой зависимости от мирового целого.