Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́УР ФЕРДИНАНД КРИСТИАН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 113

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Гараджа

БА́УР (Baur) Фер­ди­нанд Кри­сти­ан (21.6.1792, Шми­ден, близ Штут­гар­та – 2.12.1860, Тю­бин­ген), нем. про­тес­тант­ский тео­лог, ос­но­ва­тель тю­бин­ген­ской шко­лы бо­го­сло­вия (в чис­ле его уче­ни­ков – Д. Ф. Штра­ус, Э. Цел­лер, О. Пфлей­де­рер).

Про­ис­хо­дил из се­мьи про­тес­тант­ско­го пас­то­ра; учил­ся в се­ми­на­рии в Блау­бой­ре­не, за­тем в Тю­бин­ген­ском ун-те. С 1817 пре­по­да­ва­тель в се­ми­на­рии в Блау­бой­ре­не; в 1826 стал про­фес­со­ром бо­го­слов­ско­го ф-та Тю­бин­ген­ско­го ун-та (за­ни­мал про­фес­сор­скую ка­фед­ру до кон­ца жиз­ни). Ре­шаю­щую роль в ста­нов­ле­нии Б. как учё­но­го сыг­ра­ло зна­ком­ст­во с фи­ло­со­фи­ей ре­ли­гии Г. В. Ф. Ге­ге­ля. Ра­бо­ты Б. по­свя­ще­ны гл. обр. ис­то­рии хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ки и церк­ви, ис­то­рич. ана­ли­зу Но­во­го За­ве­та. Раз­рабо­тан­ный им ис­то­ри­ко-кри­тич. ме­тод по­зво­лил соз­дать кон­цеп­цию раз­ви­тия хри­сти­ан­ст­ва на ос­но­ве прин­ци­па ис­то­риз­ма. При­ме­нив при тек­сто­ло­гич. ана­ли­зе Но­во­го За­ве­та ге­ге­лев­скую диа­лек­ти­ку, Б. пред­ста­вил в ка­че­ст­ве те­зи­са иу­де­ох­ри­сти­ан­ст­во ап. Пет­ра с его уче­ни­ем о спа­се­нии ве­рой и де­ла­ми, в ка­че­ст­ве ан­ти­те­зи­са – об­ра­щён­ное к язы­че­ско­му ми­ру уче­ние ап. Пав­ла о спа­се­нии ве­рой, а в ка­че­ст­ве син­те­за – на­прав­ление, пред­став­лен­ное в Еван­ге­лии от Ио­ан­на, свя­зан­ное с по­ня­ти­ем Ло­го­са. С точ­ки зре­ния Б., в ре­зуль­та­те сбли­же­ния на про­тя­же­нии 2–3 вв. этих по­зи­ций воз­ник­ла хри­сти­ан­ская ка­фо­лич. цер­ковь. Б. по­ла­гал, что тек­сты ка­но­нич. Еван­ге­лий не ау­тен­тич­ны, что в их ос­но­ве ле­жит не­со­хра­нив­шее­ся «пер­во­на­чаль­ное Еван­ге­лие»; со­пос­тав­ле­ние же тек­стов ка­но­нич. Еван­ге­лий по­зво­ля­ет ус­та­но­вить их срав­ни­тель­ную ис­то­рич. уда­лён­ность от ори­ги­на­ла и уточ­нить их да­ти­ров­ку.

Гл. ра­бо­та Б. – ис­то­рия хри­сти­ан­ской церк­ви в 5 то­мах (при жиз­ни опубл. пер­вые два то­ма).

Соч.: Die christlische Gnosis. Tüb., 1835; Die christlische Lehre von der Dreieinigkeit und Menschwerdung Gottes in ihrer ge­schicht­li­chen Entwicklung. Tüb., 1841–1843. Tl 1–3; Das Christentum und die christlische Kirche der drei ersten Jahr­hun­derte. Tüb., 1853. 3. Aufl., 1863; Die christ­lische Kirche von Anfang des 4. bis zum Ende des 6. Jahrhunderts. Tüb., 1859. 2. Aufl., 1863; Die christlische Kirche des Mittelalters in den Hauptmomenten ihrer Entwickelung. Tüb., 1861; Kirchengeschichte des 19. Jahrhunderts. Tüb., 1862; Kirchen­ges­chichte der neueren Zeit von der Reformation bis zum Ende des 18. Jahrhunderts. Tü b., 1863.

Лит.: Ле­бе­дев А. П. Цер­ков­ная ис­то­рио­гра­фия в глав­ных ее пред­ста­ви­те­лях с IV в. по XX. 2-е изд. СПб., 1903.

Вернуться к началу