МЕННОНИ́ТЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕННОНИ́ТЫ, последователи протестантского учения (меннонитства), возникшего в 16 в. как одна из ветвей движения анабаптистов.
История
Назв. М. происходит от имени Менно Симонса (1496–1561) – фризского католич. священника, в 1536 снявшего с себя сан и примкнувшего к анабаптистам. Стремясь отмежеваться от анабаптистов-спиритуалистов (апокалиптиков), подвергавшихся жестоким гонениям во всех странах Зап. Европы (в особенности после попытки установления ими в 1534–35 теократич. режима в Мюнстере), Симонс провозгласил в числе осн. принципов своего учения (наряду с воспринятыми от более ранних анабаптистов идеями о сознательном крещении и самостоятельности отд. общин) отказ от любого насилия и участия в гос. управлении. Впервые назв. М. по отношению к последователям Симонса встречается в 1545, в 16–19 вв. его постепенно приняла бо́льшая часть анабаптистских общин (за исключением нидерл. общин, которые сохранили наименование Doopsgezinden – «сознательно принимающие крещение»). Несмотря на продолжавшиеся преследования со стороны властей, в 1540–50-х гг. движение М. распространилось в Нидерландах, Сев. Германии (от Вост. Фрисландии до Зап. Пруссии), Рейнской области, Швейцарии. В 1570-х гг. в Республике Соединённых провинций М. впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру. В 16–17 вв. нидерл. М., разделившиеся на ряд самостоят. направлений, испытывали заметное влияние со стороны реформатов, ремонстрантов (см. в ст. Арминианство) и социниан. В 17 в. М. получили возможность исповедовать свою веру на большей части территории Германии при условии отказа от прозелитизма (часто также при условии выплаты особого налога). В кон. 17 в. от М. отделилось возникшее в Эльзасе движение амишей (его члены в 18–19 вв. переехали в Сев. Америку). Со 2-й пол. 17 в. началась эмиграция нидерл. и герм. М. в Америку (в т. ч. в Пенсильванию, где они пользовались значит. религ. свободой).
В связи с продолжительными гонениями и запретом на проповедь религ. убеждений общины М. быстро приобрели замкнутый характер, браки заключались почти исключительно внутри конфессиональной общности. В Нидерландах М. активно и успешно занимались торговлей и пром-стью, играли заметную роль в культурной жизни; в др. странах они жили гл. обр. в с.-х. колониях, часто добиваясь высокого благосостояния. В большинстве стран Европы вплоть до 19 в. М. подвергались разного рода репрессиям из-за их требований полной свободы вероисповедания и непризнания мн. форм взаимодействия с гос. структурами (отказ от воен. службы, принесения любой присяги и т. д.). Это способствовало их дальнейшей эмиграции в Америку и в Рос. империю.
В 19 в. М. получили возможность заниматься миссионерской деятельностью (первоначально в Нидерландской Ост-Индии, затем в др. странах Азии, в Африке и Лат. Америке). В 20 в. М. начали создавать средние и высшие учебные заведения. Принимали активное участие в пацифистском движении (см. Пацифизм), способствовали распространению альтернативной гражданской службы. Междунар. сотрудничество меннонитских орг-ций активизировалось в рамках Всемирной конференции М. (с 1925).
Численность М. в мире ок. 1,6 млн. чел. (на 2009), больше всего – в США (ок. 387 тыс. чел.), Демократич. Республике Конго (ок. 220 тыс. чел.), Эфиопии (ок. 172 тыс. чел.), Индии (ок. 157 тыс. чел.), Канаде (ок. 137 тыс. чел.), Индонезии (ок. 88 тыс. чел.), Танзании (ок. 64 тыс. чел.), Германии (ок. 46 тыс. чел.).
Меннониты в России
В связи с ухудшением положения М. в Пруссии с кон. 1780-х гг. началось их переселение на территорию Рос. империи: в Поднепровье (в кон. 1780-х гг. – нач. 19 в.; в районе о. Хортица, на Днепре, ок. 3 тыс. чел.), Причерноморье (в 1803–35; район р. Молочная, близ Мелитополя; ок. 6 тыс. чел.) и Поволжье (с 1850-х гг.; ок. 20 сёл в Самарской губ., ок. 2 тыс. чел.). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. возникли дочерние поселения М. на Кавказе, в Сибири. В России М. получили гарантию свободы вероисповедания (при отказе от прозелитизма), освобождение от воен. и гражд. службы, ряд налоговых льгот. Большинство колоний М. добились прочного материального положения, в них активно внедрялись нововведения в с. х-ве, организации труда, школьном деле. Помимо земледелия М. занимались скотоводством (гл. обр. овцеводством), винокурением, шелководством и др.
Изначально среди рос. М. выделялись 2 толка – «фламандский» и «фризский» (различались гл. обр. обрядовой стороной крещения и причащения). Гл. органом управления рос. М. стал Церковный конвент, образованный в 1851. Против него в 1860-е гг. выступили т. н. братские М., ратовавшие за духовное обновление, возвращение к истокам анабаптистского учения (в т. ч. в культовой практике – крещению через полное погружение в воду, а не обливанием). Братские М. были уравнены в правах с традиционными (т. н. церковными М.) в кон. 19 в.
В 1870-е гг. примерно 1/3 М., живших в России, эмигрировала в Сев. Америку в связи с подготовкой введения всеобщей воинской повинности. Этот процесс приостановился после предоставления в 1874–75 М. льгот (возможность замены воен. службы на лесную, пожарную или санитарную). К 1917 в Рос. империи проживало ок. 120 тыс. М. В 1921–29 с территории быв. Рос. империи эмигрировали ок. 25 тыс. М. (гл. обр. в Сев. Америку). С началом в 1929 политики коллективизации и антирелиг. кампаний М. стали подвергаться массовым репрессиям, почти полностью были разрушены их традиц. религ. и социальные структуры. По постановлению СНК и ЦК ВКП(б) от 26.8.1941 о депортации сов. немцев все М. (кроме оказавшихся на оккупированной территории) были отправлены в Казахстан, Ср. Азию, на Урал и в Сибирь. Осн. часть М., живших на оккупированных территориях, опасаясь обвинений в сотрудничестве с врагом, ушла с отступавшей герм. армией (большинство их в дальнейшем было насильственно возвращено в СССР).
В 1950-е гг. братские М. начали активно сотрудничать с баптистами, в 1963 часть их присоединилась к Всесоюзному союзу евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), др. часть вступила в Совет церквей евангельских христиан-баптистов, который до 1988 находился на нелегальном положении. С 1967 существовали также официально зарегистрированные независимые общины братских и церковных М. (гл. обр. в Казахстане, Киргизии, Оренбургской обл.), в большей мере сохранявшие этнич. и религ. особенности (в т. ч. использование нем. языка). К 1980-м гг. в СССР проживало ок. 100 тыс. «этнич.» М., около половины из них сохраняло верность меннонитству. Во 2-й пол. 1980-х – 1990-х гг. подавляющее большинство М. переехало из СССР в Германию, Канаду, США. На нач. 21 в. в России проживает ок. 3 тыс. меннонитов.
Вероучение
М. не имеют единого доктринального стандарта, разные группы могут довольно сильно различаться по вероучению. Большинство М. признаёт учение о Св. Троице, но некоторые общины фактически исповедуют унитарианство. Большинство меннонитских орг-ций признают в качестве гл. вероисповедного документа «Декларацию главных статей нашей общей христианской веры», сформулированную на Дордрехтской (Дортской) конференции 1632. В ней помимо общепротестантских принципов (оправдание только верой, учение о всеобщем священстве) провозглашается необходимость крещения в сознательном возрасте, отказ от любого насилия и принесения клятв, равноправие всех членов общины и др.
М. не признают властных функций церкви. Каждая их община независима и сама выбирает своего старейшину, который, как правило, за свою службу не получает зарплаты. Община сравнивается с невидимой церковью, с обществом святых, поэтому в ней должна поддерживаться строгая церковная дисциплина. Проповедовать могут как мужчины, так и женщины. Общины одной деноминации объединяются в конференции, однако последние не обладают правом контроля над общинами.
Богослужебная практика
Крещение, не считающееся таинством, совершается над людьми сознательного возраста (как правило, в 12–18 лет) в большинстве общин путём обливания. Раз в полгода практикуется хлебопреломление (причащение), также не считающееся таинством, которое совершают избираемые из членов общины старейшины. М. не признают реального присутствия Иисуса Христа в Евхаристии. Особым обрядом, характерным для М., является взаимное омовение ног. Обязательной церемонией считается также обмен братскими поцелуями. У консервативных М. существует обряд отлучения, или изгнания, из церкви, применяемый как дисциплинарная мера. Членам общины рекомендуется избегать общения с отлучёнными.