СОЦИНИА́НЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЦИНИА́НЕ, последователи рационалистического антитринитарного течения в протестантизме 16–17 вв. Названы по имени основателя – Фаусто Социна. Осн. положения учения С. были сформулированы в трудах Ф. Социна и в ходе философско-теологич. дискуссий в г. Ракув (Польша), идеи которых легли в основу «Раковского катехизиса» (1605), ставшего фундаментом социнианства. С., как и все антитринитарии, отвергали догмат о Троице; учение о предопределении, искуплении. Св. Писание – единственный источник вероучения, но только тогда, когда оно не противоречит разуму; Иисус Христос – совершеннейший из людей и потому был избран Богом для спасения; таинства не являются обязательными для спасения, но совершать их можно «в силу древности и для поддержания и укрепления религиозного единства христиан». С. выступали за отделение церкви от государства и веротерпимость.
К кон. 16 в. С. контролировали некоторые религ. общины, церкви и школы в Польше и Великом княжестве Литовском (позднее Речи Посполитой). С. не нашли поддержки среди широких слоёв населения; однако сторонниками движения стали представители интеллектуальной и политич. элиты: магнат Ян Кишка (1552–92), гуманист и проповедник Симон Будный (1530–93), богословы Ян Крелль (1590–1633) и Анджей Вишоватый (1608–78). В 1638 польск. Сейм постановил закрыть «Раковскую академию», что стало началом гонений на С. В 1658 вследствие вторжения шведов и усилий иезуитов С. изгнаны из Польши и перебрались в Голландию, Германию, Англию, где постепенно растворились в др. течениях протестантизма. Взгляды С. оказали влияние на учение унитариев.