Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЦИНИА́НЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 9

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СОЦИНИА́НЕ, по­сле­до­ва­те­ли ра­цио­на­листи­че­ско­го ан­ти­три­ни­тар­но­го те­че­ния в про­тес­тан­тиз­ме 16–17 вв. На­зва­ны по име­ни ос­но­ва­те­ля – Фау­сто Со­ци­на. Осн. по­ло­же­ния уче­ния С. бы­ли сфор­му­ли­ро­ва­ны в тру­дах Ф. Со­ци­на и в хо­де фи­ло­соф­ско-тео­ло­гич. дис­кус­сий в г. Ра­кув (Поль­ша), идеи ко­то­рых лег­ли в ос­но­ву «Ра­ков­ско­го ка­те­хи­зи­са» (1605), став­ше­го фун­да­мен­том со­ци­ни­ан­ст­ва. С., как и все ан­ти­три­ни­та­рии, от­вер­га­ли дог­мат о Трои­це; уче­ние о пре­до­пре­де­ле­нии, ис­ку­п­ле­нии. Св. Пи­са­ние – един­ст­вен­ный ис­точ­ник ве­ро­уче­ния, но толь­ко то­гда, ко­гда оно не про­ти­во­ре­чит ра­зу­му; Ии­сус Хри­стос – со­вер­шен­ней­ший из лю­дей и по­то­му был из­бран Бо­гом для спа­се­ния; та­ин­ст­ва не яв­ля­ют­ся обя­за­тель­ны­ми для спа­се­ния, но со­вер­шать их мож­но «в си­лу древ­но­сти и для под­дер­жа­ния и ук­ре­п­ле­ния ре­лиги­оз­но­го един­ст­ва хри­сти­ан». С. вы­сту­па­ли за от­де­ле­ние церк­ви от го­су­дар­ст­ва и ве­ро­тер­пи­мость.

К кон. 16 в. С. кон­тро­ли­ро­ва­ли не­ко­то­рые ре­лиг. об­щи­ны, церк­ви и шко­лы в Поль­ше и Ве­ли­ком кня­же­ст­ве Ли­тов­ском (позд­нее Ре­чи По­спо­ли­той). С. не на­шли под­держ­ки сре­ди ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния; од­на­ко сто­рон­ни­ка­ми дви­же­ния ста­ли пред­ста­ви­те­ли ин­тел­лек­ту­аль­ной и по­ли­тич. эли­ты: маг­нат Ян Киш­ка (1552–92), гу­ма­нист и про­по­вед­ник Си­мон Буд­ный (1530–93), бо­го­сло­вы Ян Крелль (1590–1633) и Анд­жей Ви­шо­ва­тый (1608–78). В 1638 польск. Сейм по­ста­но­вил за­крыть «Ра­ков­скую ака­де­мию», что ста­ло на­ча­лом го­не­ний на С. В 1658 вслед­ст­вие втор­же­ния шве­дов и уси­лий ие­зуи­тов С. из­гна­ны из Поль­ши и пе­ре­бра­лись в Гол­лан­дию, Гер­ма­нию, Анг­лию, где по­сте­пен­но рас­тво­ри­лись в др. те­че­ни­ях про­тес­тан­тиз­ма. Взгля­ды С. ока­за­ли влия­ние на уче­ние уни­та­ри­ев.

Лит.: Буд­рин Е. Ан­ти­три­ни­та­рии ше­ст­на­дца­то­го ве­ка. Ка­зань, 1886. Вып. 2; Epitome collo­quii Racoviae habiti anno 1601 / Ed. L. Szczucki a. o. Varsoviae, 1966; Ogo­now­sky Z. Socinianizm a oswiecenie. Studia nad mysla filosophiczno-religijna arian w Polsce w XVII wieku. Warsz., 1966.

Вернуться к началу