Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОЛОКА́НЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 694

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Жукова

МОЛОКА́НЕ, од­но из на­прав­ле­ний т. н. рус. ду­хов­ных хри­сти­ан. На­зва­ние, ве­ро­ят­но, свя­за­но с упот­реб­ле­ни­ем по­сле­до­ва­те­ля­ми это­го дви­же­ния мо­ло­ка во вре­мя пра­во­слав­ных по­стов; са­ми М., объ­яс­няя на­зва­ние сво­его дви­же­ния, апел­ли­ру­ют к Биб­лии, где Сло­во Бо­жие на­зы­ва­ет­ся «чис­тым сло­вес­ным мо­ло­ком» (1 Пет. 2:2).

Про­ис­хо­ж­де­ние М. обыч­но свя­зы­ва­ют с дея­тель­но­стью про­жи­вав­ше­го в Там­бов­ской губ. вы­ход­ца из ду­хо­бор­цев Се­мё­на Ук­леи­на (2-я пол. 18 в.), ко­то­рый ра­зо­шёл­ся с ду­хо­бор­ца­ми в по­ни­ма­нии ис­точ­ни­ков Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния. Един­ст­вен­ным ис­точ­ни­ком ве­ро­уче­ния М. при­зна­ют Биб­лию. В не­ко­то­рых груп­пах по­чи­та­ют так­же со­чи­не­ния ос­но­ва­те­ля од­но­го из мо­ло­кан­ских те­че­ний Мак­си­ма Ру­до­мёт­ки­на (сер. 19 в.). М. от­вер­га­ют ве­ро­уче­ние и об­ря­ды пра­во­слав­ной Церк­ви, по­чи­та­ние икон и мо­щей. В ча­ст­но­сти, они не со­вер­ша­ют та­инств кре­ще­ния и Ев­ха­ри­стии (при­ча­ще­ния), по­ла­гая их «вет­хо­за­вет­ны­ми об­ря­да­ми», от­но­ся­щи­ми­ся к пло­ти, ут­ра­тив­ши­ми в но­во­за­вет­ные вре­ме­на ак­ту­аль­ность, и счи­тая, что они долж­ны быть за­ме­не­ны «ду­хов­ным кре­ще­ни­ем» и «ду­хов­ным при­час­ти­ем». Бо­го­слу­же­ние М., со­вер­шае­мое под рук. пре­сви­те­ра, вклю­ча­ет чте­ние Биб­лии и пе­ние псал­мов. Сре­ди М. су­ще­ст­ву­ют 2 осн. на­прав­ле­ния – по­сто­ян­ные М. и ду­хов­ные М. По­след­ние прак­ти­ку­ют экс­та­тич. фор­мы бо­гослу­же­ния (про­ро­че­ст­во, глос­со­ла­лия, прыж­ки и т. п.). В рам­ках этих 2 на­прав­ле­ний име­ет­ся неск. те­че­ний: мак­си­ми­сты, пры­гу­ны, об­щие, суб­бот­ни­ки, но­во­мо­ло­ка­не и др.

Рас­про­стра­не­ние мо­ло­кан­ст­ва на­ча­лось из Там­бов­ской губ. К кон. 18 в. дви­жение на­счи­ты­ва­ло неск. ты­сяч че­ло­век. В 1805 ука­зом имп. Алек­сан­д­ра I М. бы­ло да­но пра­во от­кры­то ис­по­ве­до­вать свою ве­ру. В прав­ле­ние Алек­сан­д­ра I мо­ло­кан­ст­во рас­про­стра­ни­лось в Ас­т­ра­хан­ской, Там­бов­ской, Во­ро­неж­ской, Тав­ри­че­ской, Но­во­рос­сий­ской, Став­ро­поль­ской и др. гу­бер­ни­ях. Од­на­ко при имп. Ни­ко­лае I М. пре­сле­до­ва­ли и ссы­ла­ли в За­кав­ка­зье, ко­то­рое ста­ло осн. ме­стом их рас­се­ле­ния. В 19 – нач. 20 вв. эмиг­ри­ро­вав­шие из Рос­сии об­щи­ны М. по­яви­лись в Тур­ции, США (шта­ты Ка­ли­фор­ния и Ари­зо­на), др. стра­нах. К 1917 чис­лен­ность М. в ми­ре со­став­ля­ла ок. 1,2 млн. чел. В нач. 1920-х гг. в СССР был соз­дан Со­юз ду­хов­ных хри­сти­ан-мо­ло­кан, про­су­ще­ст­во­вав­ший до 1930-х гг. В 1991 в Мо­ск­ве он во­зоб­но­вил свою дея­тель­ность под назв. Со­юз об­щин ду­хов­ных хри­сти­ан-мо­ло­кан, при этом в 1994 в с. Ко­чу­бе­ев­ское Став­ро­поль­ско­го края воз­ник аль­тер­на­тив­ный ему Со­юз об­щин ду­хов­ных хри­сти­ан-мо­ло­кан Рос­сии. В нач. 21 в. об­щая чис­лен­ность М., про­жи­вав­ших в Рос­сии, США, Ав­ст­ра­лии, Мек­си­ке, Ар­ме­нии, Азер­бай­джа­не и Тур­ции, со­став­ля­ла ок. 300 тыс. че­ло­век.

Изд.: Кни­га Солн­це: Дух и жизнь. Лос-Анд­же­лес, 1928; Си­он­ский Пе­сен­ник сто­лет­ня­го пе­рио­да хри­сти­ан­ской ре­ли­гии Мо­ло­кан Ду­хов­ных пры­гу­нов в Аме­ри­ке. 4-е изд. Лос-Анд­же­лес, 1964.

Лит.: Бонч-Бруе­вич В. Д. Сек­тант­ст­во и ста­ро­об­ряд­че­ст­во в пер­вой по­ло­ви­не XIX в. // Бонч-Бруе­вич В. Д. Избр. соч. М., 1959. Т. 1; Кли­ба­нов А. И. Ис­то­рия ре­ли­ги­оз­но­го сек­тант­ст­ва в Рос­сии (60-е го­ды XIX в. – 1917 г.). М., 1965; Ни­ки­ти­на С. Со­тво­ре­ние ми­ра и кон­цепт Ис­хо­да / по­хо­да в куль­ту­ре мо­ло­кан-пры­гу­нов // От Бы­тия к Ис­хо­ду. От­ра­же­ние биб­лей­ских сю­же­тов в сла­вян­ской и ев­рей­ской на­род­ной куль­ту­ре. М., 1998; Ини­ко­ва С. А. Сек­ты ду­хо­бор­цев и мо­ло­кан: из про­шло­го в бу­ду­щее // Ис­то­ри­че­ский вест­ник. 1999. № 1.

Вернуться к началу