БОНХЁФФЕР ДИТРИХ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОНХЁФФЕР (Bonhoeffer) Дитрих [4.2.1906, Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) – 9.4.1945, концлагерь Флоссенбюрг], протестантский теолог, религ. мыслитель, лютеранский пастор.
В 1923 поступил на теологич. ф-т Тюбингенского ун-та; в 1924–30 учился в Берлине; в 1930 стажировался в семинарии в Нью-Йорке. В 1931–33 преподавал систематическую теологию в Берлинском ун-те. В 1934–35 служил пастором в Лондоне. В 1935 вернулся в Германию, где присоединился к «Исповеднической церкви» (нем. Bekennende Kirche), созданной весной 1934 на основе т. н. Чрезвычайной пасторской лиги (лидер лиги – М. Нимёллер) и заявившей о недопустимости вмешательства государства в церковные дела, о неизменности авторитета Библии (т. н. Барменская декларация; май 1934). В 1938 Б. было запрещено преподавать, проповедовать и публиковать труды. С 1939 участник нем. Движения Сопротивления, а также заговора и неудавшегося покушения на А. Гитлера; в 1943 был арестован и затем казнён.
Известность Б. принесли его письма из тюрьмы, объединённые после войны в кн. «Сопротивление и покорность» («Widerstand und Ergebung», 1951, рус. пер. 1994), а также др. сочинения. Главным в христианстве (вслед за К. Бартом) Б. считал веру; веру как ответ на «обращённое к человеку Слово Божие, Откровение Бога в Иисусе из Назарета», как «решение» (радикальное изменение жизни), но не как «религию», под которой он понимал объективацию Бога и Его Откровения в культовой практике. По мнению Б., христианский Бог, в отличие от богов языческих, слаб и бессилен в мире, он «позволяет вытеснить себя из мира на Крест». Но именно в этом осуществляется его помощь каждому человеку в достижении самостоятельности жизни вне «религиозного алиби».
Осознавший себя «совершеннолетним» человек стоит перед Богом без посредника в виде религии, которую Б. считал делом рук человеческих. В этом Б. видит не «отпадение от Бога», а очищение веры, в т. ч. и от её религ. интерпретации. Теология Б. представляет собой осмысление опыта секуляризации. Для совр. человека, живущего в светском обществе, проблемой является не «миф», от которого Р. Бультман стремился освободить Евангелие, а сама религия с её концепцией трансцендентного Бога и чуда. «Религиозное» христианство отгораживает церковь от окружающего мира и его проблем, в то время как ей не пристало быть озабоченной лишь своими собственными делами, – она должна служить миру. По мнению Б., сбросив религию как свою внешнюю оболочку, отказавшись от признания «априорной религиозности» людей, христианство преодолеет «религиозность» и станет «безрелигиозным», нужным человеку не только в минуты его слабости.
Идеи Б. оказали огромное воздействие на христианскую мысль Запада 2-й пол. 20 в., проложили дорогу формировавшимся в 1960-е гг. т. н. теологиям родительного падежа (теологии надежды, теологии истории, теологии культуры, теологии освобождения) и «теологии смерти Бога».