Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАВЛИ́Н НОЛА́НСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 22

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Зайцев

ПАВЛИ́Н НОЛА́НСКИЙ (Paulinus No­la­nus), Пав­лин Пон­тий Ме­ро­пий Ани­кий (Pontius Meropius Anicius Paulinus) (ок. 355, Бур­ди­га­ла, ны­не Бор­до – 22.6.431, Но­ла), лат. ре­лиг. дея­тель, епи­скоп Но­лы (при­бли­зи­тель­но с 409–410), по­эт, хри­сти­ан­ский свя­той. Про­ис­хо­дил из сре­ды выс­шей гал­ло-рим. ари­сто­кра­тии. По­лу­чил раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние; учил­ся, в ча­ст­но­сти, у из­вест­но­го по­эта Ав­со­ния. Ус­пеш­но за­ни­ма­ясь ад­во­кат­ской прак­ти­кой, был за­ме­чен имп. Гра­циа­ном, ко­то­рый при­бли­зил П. Н. к се­бе. С 378 се­на­тор, кон­сул, с 381 пра­ви­тель пров. Кам­па­ния. В этот пе­ри­од, ещё не бу­ду­чи хри­стиа­ни­ном, он уз­нал о ши­ро­ком по­чи­та­нии в Но­ле ис­по­вед­ни­ка Фе­лик­са (по­стра­дал в 250, в хо­де го­не­ний при имп. Де­ции). В 383, в свя­зи с убий­ст­вом Гра­циа­на, уда­лил­ся от по­ли­ти­ки и вер­нул­ся в Гал­лию. Же­нил­ся на хри­сти­ан­ке Те­ра­зии, под влия­ни­ем ко­то­рой в 389 при­нял кре­ще­ние от еп. Бур­ди­га­лы Дель­фи­на. Пе­ре­се­лил­ся в Бар­ци­но (ны­не Бар­се­ло­на), где по­сле ро­ж­де­ния и ско­рой смер­ти сы­на об­ра­тил­ся к ас­ке­тиз­му, от­ка­зав­шись от зе­мель­ных вла­де­ний и бо­гат­ст­ва. Ру­ко­по­ло­жен в пре­сви­те­ры на Ро­ж­де­ст­во (ме­ж­ду 393 и 395). В 395 пе­ре­ехал в Но­лу, где по­се­лил­ся воз­ле мар­ти­рия св. Фе­лик­са, ос­но­вав ас­ке­тич. об­щи­ну. По­сле смер­ти же­ны (409) по­став­лен епи­ско­пом Но­лы. В хри­сти­ан­ском пре­да­нии П. Н. счи­та­ет­ся од­ним из ос­но­ва­те­лей тра­ди­ции ко­ло­коль­ных зво­нов.

Из­вес­тен как хри­сти­ан­ский по­эт, а так­же ав­тор по­сла­ний, со­че­тав­ший тра­ди­ции ан­тич­ной об­ра­зо­ван­но­сти и хри­сти­ан­ско­го бла­го­чес­тия. По­этич. про­из­ве­де­ния П. Н. на­пи­са­ны в 389–410, по­сла­ния – в 395–426. С 395 осн. те­мой его по­эзии ста­ло про­слав­ле­ние св. Фе­лик­са. Не­ко­то­рые по­эмы пред­став­ля­ют со­бой па­ра­фраз биб­лей­ских тек­стов. Сти­хи свет­ско­го ха­рак­те­ра [эпи­та­ла­мий, про­пем­пти­ки (про­щаль­ные сти­хи) и др.] так­же со­дер­жат хри­сти­ан­ские мо­ти­вы и биб­лей­ские ал­лю­зии. По­сла­ния в сти­хах Ав­со­нию яв­ля­ют­ся сво­его ро­да оп­рав­да­ни­ем П. Н. за его от­каз от свет­ской карь­е­ры ра­ди пре­иму­ще­ст­ва жиз­ни ас­ке­та. По­сла­ния П. Н. име­ют в осн. дру­же­ский ха­рак­тер; его кор­рес­пон­ден­та­ми бы­ли вид­ные ли­те­рато­ры (Ав­со­ний), бо­го­сло­вы и ас­ке­ты (блж. Ав­гу­стин, Ие­ро­ним Бла­жен­ный, Суль­пи­ций Се­вер). Ан­тич­ная кон­цеп­ция друж­бы при­об­ре­та­ет у П. Н. хри­сти­ан­ское ос­мыс­ле­ние: связь ме­ж­ду людь­ми по­сред­ст­вом ве­ры во Хри­ста. Со­чи­не­ния П. Н. про­ни­за­ны иде­ей сми­ре­ния и люб­ви к ближ­не­му че­рез Хри­ста.

В цер­ков­ной тра­ди­ции П. Н. по­лу­чил про­зви­ще Ми­ло­сти­вый; сло­жил­ся ряд ле­генд о его ми­ло­сер­дии (про­да­жа се­бя в раб­ст­во ван­да­лам вме­сто сы­на вдо­вы и др.). День па­мя­ти по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 22 ию­ня, по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 23 ян­ва­ря (5 фев­ра­ля).

Соч.: Migne PL. T. 61. Col. 153–690; Opera. Vindobonae, 1894. T. 1–2 (Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum. T. 29–30).

Лит.: Fabre P. Essai sur la chronologie de l’œuvre de St. Paulin de Nola. P., 1948; idem. St. Paulin de Nola et l’amitié chrétienne. P., 1949; Ruggiero A., Crouzel H., Santaniello G. Paolino di Nola: momenti della sua vita e delle sue opere. Nola, 1983.

Вернуться к началу