ЛИО́НСКИЕ СОБО́РЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИО́НСКИЕ СОБО́РЫ 1245 и 1274, соборы Римско-католич. церкви (в католич. традиции с 16 в. считаются соответственно XIII и XIV Вселенскими соборами), проходившие в г. Лион.
I Л. с. (26.6–17.7.1245) созван папой Римским Иннокентием IV, бежавшим в Лион из Рима, осаждённого войсками имп. Фридриха II. В работе собора участвовали ок. 150 епископов, в т. ч. лат. патриархи Константинополя и Антиохии, большое число священнослужителей и мирян. Среди участников собора в источниках упоминается некий «архиепископ Руси» Пётр, возможно посланник черниговского кн. Михаила Всеволодовича игумен Пётр Акерович, претендовавший на киевскую кафедру. Осн. место в работе I Л. с. занял суд над Фридрихом II по обвинению в ереси и гонениях на Церковь. Отказавшийся явиться на собор император 17.7.1245 был предан анафеме и смещён с престола. Собор также обсуждал планы помощи Латинской империи в войне с никейским имп. Иоанном III Дукой Ватацем, организации крестовых походов для освобождения Иерусалима и против монголов. Постановления собора включают 22 канона, посвящённых разл. вопросам канонич. права и церковного судопроизводства, а также защите церковного имущества.
II Л. с. (7.5–17.7.1274) созван папой Римским Григорием Х (1272–76) с целью заключения унии церковной с православными церквами, организации крестового похода в Святую землю и обновления нравственной жизни духовенства и мирян. В работе собора приняли участие более 500 епископов, 60 аббатов и ок. 1000 др. священнослужителей (в т. ч. известные теологи Альберт Великий и Бонавентура). Визант. имп. Михаил VIII Палеолог, пытавшийся заручиться поддержкой папы в борьбе с королём Неаполя и Сицилии Карлом I Анжуйским, отправил на собор посольство во главе с вел. логофетом Георгием Акрополитом, но из-за кораблекрушения визант. делегация прибыла в Лион лишь 24.6.1274. На соборе были зачитаны послания имп. Михаила VIII и визант. духовенства, в которых признавались примат папы Римского и вероучение Римско-католич. церкви. В письме имп. Михаила также содержалась просьба позволить греч. Церкви сохранить Символ веры без Filioque. На 4-м заседании собора (6.7.1274) Георгий Акрополит от имени императора произнёс торжественную клятву, в которой утверждалось верховенство папы в христианской Церкви, и подписал унию Зап. и Вост. церквей (Лионская уния). После этого за литургией был прочитан Символ веры на греч. яз. с прибавлением Filioque. Постановления II Л. с. включают 31 канон, 3 из которых были добавлены Григорием Х уже после окончания собора. В 1-м каноне излагалось католич. учение о предвечном исхождении Св. Духа от Отца и Сына из одного начала (ex uno principio). Др. каноны регламентировали правила проведения конклава, процедуры избрания епископов и рукоположения священников, рассматривали разл. вопросы церковной дисциплины, а также упраздняли возникшие в 13 в. ордена монашеские, кроме орденов францисканцев и доминиканцев. Для подготовки крестового похода собор ввёл на 6 лет десятину со всех церковных доходов.
Лионская уния не была принята большей частью визант. общества. Её также отказались признать Сербия, Болгария, Эпир и Трапезундская империя. Уния была официально разорвана сыном Михаила VIII имп. Андроником II Палеологом (1282).