Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФО́ТИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Печников

ФО́ТИЙ (ум. 2.7.1431, Москва), русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский и всея Руси (1408–1431); русский святой. По происхождению грек. Родился в г. Монемвасия (Морейский деспотат, Византийская империя), располагавшемся на острове близ юго-восточной оконечности п-ова Пелопоннес (ныне деревня периферии Пелопоннес, Греция), в юности принял монашество, с 1397 г. служил у митрополита Монемвасии Акакия.

1.9.1408 патриархом Константинопольским Матфеем был поставлен митрополитом Киевским и всея Руси. 1.9.1409 Фотий прибыл в Киев, а к Пасхе (22.4.1410) – в Москву.

Поскольку Северо-Восточная Русь, включая Митрополичью область, была разорена нашествием Едигея 1408 г., Фотий прилагал усилия к восстановлению церковного хозяйства и финансов митрополии, обращаясь за помощью к великому князю московскому Василию I Дмитриевичу. Кроме того, с самого начала пребывания на Руси митрополит был озабочен состоянием церковной дисциплины и нравственности. Им были написаны многочисленные послания (сохранились в основном грамоты 1410–1420-х гг., адресованные в Псков и Новгород), посвящённые обличению таких пороков духовенства, монашества и мирян, как пьянство, невенчанные браки, ростовщичество, суеверия, сквернословие и др., также осуждались судебные поединки («поле»), практика нарушения принесённой присяги («роты») после крестоцелования, давалось разъяснение ряду богослужебных и церковно-уставных вопросов. В нескольких грамотах 1416–1427 гг. в Псков, написанных по просьбе местного духовенства, обличалось направленное против официальной Церкви движение стригольников, что способствовало его искоренению псковскими властями. Безуспешно добивался восстановления права митрополитов Киевских на апелляционный суд в Новгороде, утраченного вследствие решения новгородского веча в 1385 г.

В 1411 г. выступил посредником при заключении брака наследника византийского престола царевича Иоанна, сына императора Мануила II Палеолога, и великой княжны Анны Васильевны (по этому случаю, по-видимому, был изготовлен сохранившийся доныне в Оружейной палате саккос Фотия, на котором имеются шитые изображения новобрачных и самого митрополита, а также великого князя московского и его супруги Софьи Витовтовны).

В 1411–1412 гг. посетил Великое княжество Литовское (ВКЛ) и, очевидно, способствовал заключению московско-литовско-тверского союза (1412). В 1415 г. западнорусские епископы, несомненно по инициативе великого князя литовского Витовта, отказались признавать власть Фотия и избрали на Киевскую митрополию Григория Цамблака, на что Фотий ответил окружным посланием с резким осуждением этой акции. Таким образом была предпринята попытка вновь учредить ликвидированную в 14 в. Литовскую митрополию. Однако это начинание не нашло поддержки в Константинополе, и в 1420 г. единство митрополии Киевской и всея Руси было восстановлено. В 1420–1421 гг. Фотий вновь посетил ВКЛ, на этот раз вместе с послами византийского императора Мануила II и патриарха Иосифа II.

Фотий возглавлял соборные поставления Антония в епископа Тверского (1411), Амвросия в епископа Коломенского (1419), неизвестного по имени Волынского епископа (1420–1421, во время пребывания на Волыни), двух архиепископов Ростовских (Дионисия в 1418 и Ефрема в 1427), двух архиепископов Новгородских (Симеона в 1416 и Евфимия I Брадатого в 1424). Отказал в поставлении нового архиепископа Новгородского в 1430 г., требуя восстановления в Новгороде митрополичьих прав, касающихся апелляционного суда.

Подписал две духовные грамоты великого князя московского Василия I Дмитриевича (обе – 1423). Стал одним из опекунов его преемника, великого князя московского Василия II Васильевича. С началом Московской усобицы 1425–1453 гг. содействовал временному примирению Василия II с его дядей и основным противником князем звенигородским и галицким  Юрием Дмитриевичем, выступил гарантом исполнения заключённого между ними в 1428 г. договора. В 1430 г. посетил великого князя литовского Витовта, впоследствии вёл переговоры с его преемником – великим князем литовским Свидригайло и польским королём Владиславом II Ягелло (Ягайло).

17 поучений и посланий Фотия, написанных в традициях византийской риторики, в 16 в. вошли в «Книгу, глаголемую Фотиос», 16 из них (без «Слова об исхождении Святого Духа»)  включены в «Великие Четьи-Минеи». По мнению ряда исследователей (А. А. Шахматов и др.), при Фотии был создан общерусский летописный свод, объединивший летописание, которое велось в Новгороде и Северо-Восточной Руси. Примерно за год до смерти составил духовную грамоту мемуарного характера, как и его предшественник на кафедре митрополит Киприан.

Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля, рядом с митрополитом Киприаном. Мощи Фотия переносились в 1472 и 1475 гг. (наряду с останками других московских святителей – Ионы, Феогноста, Киприана) в связи с постройкой нового каменного Успенского собора, перезахоронены в нём в 1479 г.

К кон. 19 в. Фотий местно почитался как один из московских святителей. Общерусская канонизация подтверждена включением имени Фотия в Собор Московских святых в 2009 г. (воскресенье перед 26 августа ст. ст.). Дни памяти: 2 июля, 27 мая (обретение и перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы), 16 сентября ст. ст., а также в соборах Волынских святых (10 октября ст. ст.) и Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).

Соч.:
Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. Памятники XI–XV в. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : тип. М. А. Александрова, 1908. – № 33–35. – Стб. 269–304; № 39. – Стб. 315–356; № 41–44. – Стб. 361–388; № 46. – Стб. 391–400; № 48–51. – Стб. 403–438; № 53. – Стб. 465–472; № 55–60. – Стб. 476–522. – (Русская историческая библиотека ; Т. 6).
Казакова Н. А. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI в. / Н. А. Казакова, Я. С. Лурье. – Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук СССР, 1955. – Приложение.  № 3–6. – С. 243–255.
Фотий, митр. Киевский и всея Руси. Сочинения. Книга, глаголемая Фотиос. – Москва : Индрик, 2005.
Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI в. – Москва : Языки славянских культур, 2008. – № 114. – С. 371–380;  № 120–122. – С. 403–413; № 125–131.I. – С. 419–475; № 133. – C. 482–485; № 136–137.I. – С. 490–501; № 141. – С. 507–512. – (Studia historica).

Ист.:
Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. – Москва ; Ленинград : Издательство Академии наук, 1950. – С. 57, 59, 60, 62, 63, 65, 67, 462.
Полное собрание русских летописей. Т. 4, ч. 1. Новгородская четвертая летопись. – Москва : Языки русской культуры, 2000. – Стб. 409, 411, 413, 415, 418. 432, 433, 451, 516, 605–607, 624.
Полное собрание русских летописей. Т. 6, ч. 1. Софийская первая летопись старшего извода. – Москва : Языки русской культуры, 2000. – Стб. 532, 536, 538.
Полное собрание русских летописей. Т. 6, ч. 2. Софийская вторая летопись. Москва : Языки русской культуры, 2001. – Стб. 36, 39, 40–45, 47, 51, 53, 54, 94, 211.
Полное собрание русских летописей. Т. 12. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью (продолжение). – Москва : Языки русской культуры, 2000. – Стб. 11–15.
Полное собрание русских летописей. Т. 25. Московский летописный свод конца XV века. – Москва : Языки русской культуры, 2004. – Стб. 240–243, 246,  248, 277, 287, 294, 303, 324, 325.

Лит.:
Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2, 1 пол. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно. – Москва : тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1900. – С. 357–413.
Прохоров Г. М. Фотий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2, ч. 2. – Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1989. – С. 475–484.
Зимин А. А. Витязь на распутье : феодальная война в России XV в. – Москва : Мысль, 1991.
Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 3. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). Отд. 1.  Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы, или в период монгольский (1240–1448). – Москва : Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. – С. 61–70.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – Москва : Крутицкое Патриаршее Подворье, 1998 (по указателю).
Макарий (Веретенников), архим. Святой митрополит Фотий. – Москва : [б. и.], 2014.

  • ФО́ТИЙ (? – 2.7.1431), святитель, митрополит Киевский и всея Руси (2017)
Вернуться к началу