ФО́ТИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФО́ТИЙ (ум. 2.7.1431, Москва), русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский и всея Руси (1408–1431); русский святой. По происхождению грек. Родился в г. Монемвасия (Морейский деспотат, Византийская империя), располагавшемся на острове близ юго-восточной оконечности п-ова Пелопоннес (ныне деревня периферии Пелопоннес, Греция), в юности принял монашество, с 1397 г. служил у митрополита Монемвасии Акакия.
1.9.1408 патриархом Константинопольским Матфеем был поставлен митрополитом Киевским и всея Руси. 1.9.1409 Фотий прибыл в Киев, а к Пасхе (22.4.1410) – в Москву.
Поскольку Северо-Восточная Русь, включая Митрополичью область, была разорена нашествием Едигея 1408 г., Фотий прилагал усилия к восстановлению церковного хозяйства и финансов митрополии, обращаясь за помощью к великому князю московскому Василию I Дмитриевичу. Кроме того, с самого начала пребывания на Руси митрополит был озабочен состоянием церковной дисциплины и нравственности. Им были написаны многочисленные послания (сохранились в основном грамоты 1410–1420-х гг., адресованные в Псков и Новгород), посвящённые обличению таких пороков духовенства, монашества и мирян, как пьянство, невенчанные браки, ростовщичество, суеверия, сквернословие и др., также осуждались судебные поединки («поле»), практика нарушения принесённой присяги («роты») после крестоцелования, давалось разъяснение ряду богослужебных и церковно-уставных вопросов. В нескольких грамотах 1416–1427 гг. в Псков, написанных по просьбе местного духовенства, обличалось направленное против официальной Церкви движение стригольников, что способствовало его искоренению псковскими властями. Безуспешно добивался восстановления права митрополитов Киевских на апелляционный суд в Новгороде, утраченного вследствие решения новгородского веча в 1385 г.
В 1411 г. выступил посредником при заключении брака наследника византийского престола царевича Иоанна, сына императора Мануила II Палеолога, и великой княжны Анны Васильевны (по этому случаю, по-видимому, был изготовлен сохранившийся доныне в Оружейной палате саккос Фотия, на котором имеются шитые изображения новобрачных и самого митрополита, а также великого князя московского и его супруги Софьи Витовтовны).
В 1411–1412 гг. посетил Великое княжество Литовское (ВКЛ) и, очевидно, способствовал заключению московско-литовско-тверского союза (1412). В 1415 г. западнорусские епископы, несомненно по инициативе великого князя литовского Витовта, отказались признавать власть Фотия и избрали на Киевскую митрополию Григория Цамблака, на что Фотий ответил окружным посланием с резким осуждением этой акции. Таким образом была предпринята попытка вновь учредить ликвидированную в 14 в. Литовскую митрополию. Однако это начинание не нашло поддержки в Константинополе, и в 1420 г. единство митрополии Киевской и всея Руси было восстановлено. В 1420–1421 гг. Фотий вновь посетил ВКЛ, на этот раз вместе с послами византийского императора Мануила II и патриарха Иосифа II.
Фотий возглавлял соборные поставления Антония в епископа Тверского (1411), Амвросия в епископа Коломенского (1419), неизвестного по имени Волынского епископа (1420–1421, во время пребывания на Волыни), двух архиепископов Ростовских (Дионисия в 1418 и Ефрема в 1427), двух архиепископов Новгородских (Симеона в 1416 и Евфимия I Брадатого в 1424). Отказал в поставлении нового архиепископа Новгородского в 1430 г., требуя восстановления в Новгороде митрополичьих прав, касающихся апелляционного суда.
Подписал две духовные грамоты великого князя московского Василия I Дмитриевича (обе – 1423). Стал одним из опекунов его преемника, великого князя московского Василия II Васильевича. С началом Московской усобицы 1425–1453 гг. содействовал временному примирению Василия II с его дядей и основным противником князем звенигородским и галицким Юрием Дмитриевичем, выступил гарантом исполнения заключённого между ними в 1428 г. договора. В 1430 г. посетил великого князя литовского Витовта, впоследствии вёл переговоры с его преемником – великим князем литовским Свидригайло и польским королём Владиславом II Ягелло (Ягайло).
17 поучений и посланий Фотия, написанных в традициях византийской риторики, в 16 в. вошли в «Книгу, глаголемую Фотиос», 16 из них (без «Слова об исхождении Святого Духа») включены в «Великие Четьи-Минеи». По мнению ряда исследователей (А. А. Шахматов и др.), при Фотии был создан общерусский летописный свод, объединивший летописание, которое велось в Новгороде и Северо-Восточной Руси. Примерно за год до смерти составил духовную грамоту мемуарного характера, как и его предшественник на кафедре митрополит Киприан.
Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля, рядом с митрополитом Киприаном. Мощи Фотия переносились в 1472 и 1475 гг. (наряду с останками других московских святителей – Ионы, Феогноста, Киприана) в связи с постройкой нового каменного Успенского собора, перезахоронены в нём в 1479 г.
К кон. 19 в. Фотий местно почитался как один из московских святителей. Общерусская канонизация подтверждена включением имени Фотия в Собор Московских святых в 2009 г. (воскресенье перед 26 августа ст. ст.). Дни памяти: 2 июля, 27 мая (обретение и перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы), 16 сентября ст. ст., а также в соборах Волынских святых (10 октября ст. ст.) и Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).