ФО́ТИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ФО́ТИЙ (? – 2.7.1431), святитель, митрополит Киевский и всея Руси. По происхождению грек, родился в г. Монемвасия (ныне Греция). В юности принял монашество, служил у митр. Монемвасии. 1.9.1408 патриархом Константинопольским Матфеем, с которым был в дружеских отношениях, поставлен митрополитом Киевским и всея Руси: в 1409 прибыл в Киев, в 1410 – в Москву. Ф. просил помощи у вел. кн. московского Василия I Дмитриевича для восстановления разорённого во время Едигея набега 1408 церковного хозяйства. В 1411 выступил посредником при заключении брака наследника визант. престола Иоанна, сына имп. Мануила II Палеолога, и Анны, дочери вел. кн. Василия.
В 1411–12 посетил Великое княжество Литовское (ВКЛ) и, очевидно, способствовал заключению московско-литовско-тверского союза (1412). Осудил зап.-рус. епископов, которые в 1415 по инициативе вел. кн. литовского Витовта отказались его признавать и избрали митрополитом Киевским Григория Цамблака: в 1420 благодаря поддержке патриарха Константинопольского единство митрополии было восстановлено. В 1420–1421/22 Ф. вновь посетил ВКЛ вместе с послами визант. императора и патриарха Константинопольского.
В 1425, когда после кончины вел. кн. Василия началась Московская усобица 1425–53, Ф. как опекун малолетнего Василия II Васильевича Тёмного содействовал его врем. примирению с др. претендентом на престол, кн. звенигородским и галицким Юрием Дмитриевичем, и выступил гарантом исполнения заключённого между ними договора (1428). В 1430 Ф. посетил вел. кн. литовского Витовта, впоследствии вёл переговоры с новым вел. кн. литовским Свидригайло и польским королём Ягайло.
Ф. составил Духовную грамоту мемуарного характера. В многочисл. посланиях, адресованных в Новгород, Киево-Печерскую лавру и пр., обличал пороки духовенства и мирян. В нескольких посланиях в Псков (1416–27) обличал стригольников. 17 его поучений и посланий, написанных в традициях визант. риторики, в 16 в. вошли в «Книгу, глаголемую Фотиос» и включены в «Великие Четьи-Минеи». По мнению ряда исследователей (А. А. Шахматов и др.), при Ф. был создан общерусский летописный свод, объединивший летописание, которое велось в Новгороде и в Сев.-Вост. Руси.
Был погребён в Успенском соборе Московского Кремля и в 1479 перезахоронен в новом Успенском соборе (мощи переносились в 1472 и 1475). Канонизирован РПЦ; дни памяти – 2(15) июля и 27 мая (9 июня).