Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЕКСА́НДР МИХА́ЙЛОВИЧ

Авторы: Е. Л. Конявская

АЛЕКСА́НДР МИХА́ЙЛОВИЧ (7.10.1300, Тверь – 28.10.1339, в Орде), великий князь владимирский (1326–1327) и тверской (1326–1327, 1337–1339), князь псковский (1327–1329, 1331–1337); русский святой. Из тверских Рюриковичей. 2-й сын Михаила Ярославича. Брат Дмитрия Михайловича, Константина Михайловича, Василия Михайловича. Отец Всеволода Александровича и Михаила Александровича.

По свидетельству Жития митрополита Киевского и всея Руси Петра, в отсутствие отца княжичи Дмитрий и Александр принимали участие в Переяславском церковном соборе (кон. 1310 или не позднее марта 1311), на котором обсуждался вопрос об обвинении киевского митрополита в симонии. В 1318 г. Дмитрий и Александр Михайловичи провожали отца до Владимира и предлагали поехать ко двору хана Узбека вместо него. Михаил Ярославич, предполагая, что он может не вернуться из ханской ставки живым, дал им прощальный наказ и грамоту-завещание, распределив между сыновьями уделы. В 1319 г. Александр Михайлович был вынужден отправиться вместе с тверскими боярами во Владимир на переговоры к великому князю владимирскому Юрию Даниловичу, который задержал в Москве останки убитого в Орде по решению ханского суда Михаила Ярославича. После длительных и сложных переговоров Юрий Данилович согласился отдать тверичам останки князя, получив от них «множества сребра». Александр Михайлович привёз останки отца в Тверь и участвовал в их торжественном захоронении в Спасо-Преображенском соборе.

В 1321/1322 г. выступил вместе с братьями против шедшего на Кашин великого князя владимирского Юрия Даниловича и суздальских князей. При посредничестве бывшего тверского епископа Андрея стороны примирились, заключили соглашение, по которому тверские князья отдали Юрию Даниловичу ордынский выход (по данным Новгородской первой летописи – 2000 руб.). В 1322 г. Александр Михайлович напал на Юрия Даниловича, пленив бояр и захватив казну.

После казни в Орде по решению ханского суда брата Дмитрия (15.9.1326) Александр Михайлович стал великим князем тверским. Одновременно он получил от хана Узбека ярлык на Владимирское великое княжество, но, по всей видимости, довольно дорогой ценой: согласно новгородским летописям, князь вернулся из Орды с «должницами». Поддержал и возглавил Тверское восстание 1327, после чего зимой 1327/1328 г. бежал с семьёй из Твери, опасаясь разгрома карательными войсками ордынцев (т. н. Федорчуковой ратью), к которым по приказу хана Узбека присоединились силы русских князей во главе с московским князем Иваном I Даниловичем Калитой. Утратил тверское княжение и великое княжение владимирское.

Приехал в Новгород, однако не был принят новгородцами и отправился в Псков, где сел на княжение. Вызванный в Орду для объяснений, Александр Михайлович сначала хотел отправиться туда, но затем под давлением псковичей изменил своё решение. Весной 1329 г. направленные по приказу хана Узбека войска русских князей под командованием ставшего великим князем владимирским Ивана I Даниловича Калиты подошли к городу Опоки (близ современного с. Опоки Порховского р-на Псковской обл.), где великий князь владимирский убедил сопровождавшего его митрополита Киевского и всея Руси Феогноста предать анафеме и отлучить от церкви Александра Михайловича, Псков и его жителей за отказ исполнить ханский приказ. Дабы избавить псковичей от церковного отлучения, князь был вынужден покинуть Псков.

В 1329–1331 гг. проживал в Великом княжестве Литовском. В 1-й пол. 1331 г. вернулся на княжение в Псков как представитель власти великого князя литовского Гедимина. Поддерживал идею создания в Пскове самостоятельной епархии, но она не нашла поддержки у митрополита Феогноста. Уделял внимание укреплению обороноспособности Пскова и его пригородов (в частности, Изборска). В 1333 г. наладил контакты с Новгородской республикой. В сер. – 2-й пол. 1330-х гг. Александр Михайлович готовил почву для нормализации отношений с ханом Узбеком. В 1335 г. из Орды вернулся старший сын Александра Михайловича – Фёдор, которого, по всей видимости, он отправлял к хану, готовя свою поездку к Узбеку.

В нач. 1337 г., получив благословение митрополита Феогноста, выехал из Пскова в Орду, был благосклонно встречен Узбеком. Получив ярлык на Тверское княжество, вернулся в Тверь, где младший брат Константин добровольно уступил ему княжеский стол. Из Орды Александр Михайлович приехал в сопровождении вооружённых отрядов ханских послов Киндяка и Авдула, от которых много было «тягости христианом». По свидетельству «Рогожского летописца», значительное число бояр отъехали из Твери на службу в Москву. При Александре Михайловиче продолжало вестись тверское великокняжеское летописание: книжники из его окружения, по-видимому, составили вторую «Повесть о Шевкале», «Повесть о взыскании князя Александра» и «Повесть об убиении Александра Михайловича Тверского».

Зимой 1338/1339 г. отправил вместе с послом Авдулом своего сына, Фёдора, в Орду, где продолжали плестись интриги против тверского князя, поддерживаемые в т. ч. великим князем владимирским Иваном I Даниловичем Калитой. Вскоре Александр Михайлович был вызван к хану. Вместе с сыном в течение месяца проживал в Орде. 26.10.1339 князю было объявлено о вынесенном ему ханом Узбеком смертном приговоре. Казнён вместе с сыном, князем Фёдором.

Был женат (с февраля 1320) на Анастасии (ум. 20.11.1365), точное происхождение которой неизвестно.

Останки Александра Михайловича и княжича Фёдора Александровича, привезённые из Орды, были захоронены в Спасо-Преображенском соборе в Твери.

Отдельной общецерковной и местной канонизации Александра Михайловича и его сына не проводилось, однако их имена в 1908 г. были включены в Тверской патерик, а позднее – в Собор всех святых, в земле Русской просиявших. Память празднуется в Соборах Тверских святых (1-е воскресенье после 29 июня ст. ст.) и Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).

Лит.:
Борзаковский В. С. История Тверского княжества. – Санкт-Петербург : И. Г. Мартынов, 1876 ; репринт: Тверь, 1994.
Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. Т. 2. – Санкт-Петербург : изд. гр. И. И. Толстого, 1891.
Насонов А. Н. О тверском летописном материале в рукописях XVII в. // Археографический ежегодник за 1957 г. – Москва : Наука, 1958. – С. 26–40.
Пресняков А. Е. Образование Великорусского государства. – Петроград : Тип. Я. Башмаков и Ко, 1918.
Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. – Москва : Наука, 1984.
Янин В. Л. Новгородские акты XII–XV вв. : хронологический комментарий / АН СССР. – Москва : Наука, 1991.
Клюг Э. Княжество Тверское (1247–1485 гг.) / Пер. с нем. А. В. Чернышова. – Тверь : РИФ, 1994.
Борисов Н. С. Политика Московских князей (конец XIII – первая половина XIV в.). – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1999. – (Труды Исторического факультета МГУ ; 4. Исторические исследования ; 1).
Кучкин В. А. Договорные грамоты московских князей XIV в.: внешнеполитические договоры. – Москва : Древлехранилище, 2003.
Конявская Е. Л. Повествования об Александре Михайловиче Тверском в псковских летописях // Псков в российской и европейской истории: Материалы международной научной конференции. – Москва : [б. и.], 2003. – Т. 2. – С. 322–328.
Конявская Е. Л. Образ князя в русских летописях: Александр Михайлович Тверской // Неисчерпаемость источника : К 70-летию В. А. Кучкина. – Москва : Памятники исторической мысли, 2005. – С. 166–191.

Вернуться к началу