ПАЛЛА́ДИЙ РО́ГОВСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЛЛА́ДИЙ РО́ГОВСКИЙ, Рогов (в миру Павел) [1655, Кашинский у., ныне Тверская обл. – 23.1(3.2).1703, Москва; похоронен в соборе моск. Заиконоспасского мон.], рус. религ. деятель, игумен, учёный-богослов, проповедник.
Родился в вотчинах калязинского Троице-Макарьева мон. Принял монашеский постриг в Савво-Вишерском мон. близ Новгорода. В нач. 1680-х гг. в Москве познакомился с еп. Тамбовским Леонтием, который рукоположил его в иеродиаконы. Служа диаконом в моск. Богоявленском мон., в 1687–88 учился у И. и С. Лихудов в Славяно-греко-латинской академии. Для получения дальнейшего образования уехал за границу. Прошёл курс свободных наук в иезуитской школе в Вильно, затем в Нейссе (Силезия, ныне Ныса, Польша) и Ольмюце (ныне Оломоуц, Чехия). Принял унию (см. Униатство). В 1692–98 изучал философию и богословие в униатской Коллегии св. Афанасия (Рим). Первый рус. доктор богословия. Во время обучения в Риме рукоположен в иеромонахи. Решив вернуться в Россию, П. Р. добился направления в униатские монастыри в Малороссии. По пути в Малороссию встретил в Венеции стольника кн. П. А. Голицына (см. Голицыны), который способствовал его возвращению в Москву. В нач. 1699 в Москве П. Р. подал патриарху Адриану челобитную с раскаянием за переход в унию. По требованию патриарха в апр. 1699 составил «Исповедание веры», в котором описал своё странствование и отступничество, изложил заблуждения Римско-католич. церкви и торжественно проклял их «пред всем собором и народом». Наложенную епитимию П. Р. отбывал в Новоспасском монастыре; 2(12).6.1699 был вызван для публичного устного покаяния, после чего патриарх принял его в церковное общение. Униатское рукоположение П. Р. было признано действительным. В 1700 он назначен игуменом Заиконоспасского монастыря и учителем, а затем ректором Славяно-греко-латинской академии.
Кроме «Исповедания веры», П. Р. принадлежит «Похвала» царю Петру I (1700; не изд.), 10 проповедей на церковные праздники (1701–02; не изд.), перевод «Церковной истории» визант. писателя Никифора Каллиста Ксанфопула. По предположению архиеп. Филарета (Гумилевского), П. Р. является также автором соч. «Описание Рима». П. Р. владел большой по меркам того времени б-кой (св. 500 томов), которая после его смерти частично попала в собрание митр. Стефана Яворского.