Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НУМЕ́НИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 387

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

НУМЕ́НИЙ (греч. Νουμήνιος, лат. Nume­nius) из Апа­меи в Си­рии (2 в.), древ­не­греч. фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель сред­не­го пла­то­низ­ма и не­опи­фа­го­ре­из­ма. Со­чи­не­ния Н. не со­хра­ни­лись, его уче­ние из­вест­но по фраг­мен­там, ко­то­рые ци­ти­ру­ют не­оп­ла­то­ни­ки и Ев­се­вий Ке­са­рий­ский в «Еван­гель­ском при­го­тов­ле­нии». В своём гл. соч. «О до­б­ре» Н. раз­вил ори­ги­наль­ное ме­та­фи­зи­ко-тео­ло­гич. уче­ние о трёх пер­во­на­чаль­ных сущ­но­стях, раз­ли­чив трёх бо­гов: пер­во­го (бо­га-де­да), вто­ро­го (бо­га-от­ца) и третье­го (бо­га-сы­на). Пер­вый бог пред­став­ля­ет со­бой за­пре­дель­ный, не­под­виж­ный и не­по­сти­жи­мый для лю­дей Ум-нус, вто­рой вы­сту­па­ет как ак­тив­ный бог-тво­рец, а тре­тий как бог-тво­ре­ние, или чув­ст­вен­но вос­при­ни­мае­мый кос­мос. Пер­вый бог ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с пла­то­нов­ской иде­ей аб­со­лют­но­го До­б­ра («Го­су­дар­ст­во», кн. 6), вто­рой – с де­ми­ур­гом пла­то­нов­ско­го «Ти­мея». Вто­рой и тре­тий бог при этом по­ни­ма­ют­ся как «один» или дву­еди­ный, фун­да­мен­таль­ным ос­таёт­ся про­ти­во­по­став­ле­ние де­ми­ур­га и пер­во­го бо­га. Пер­вый бог есть прин­цип бы­тия, вто­рой (де­ми­ург) – прин­цип ста­нов­ле­ния. Лю­ди по­кло­ня­ют­ся вто­ро­му бо­гу, не имея по­ня­тия о пер­вом. Сам Н. вы­во­дил фи­ло­со­фию Пла­то­на от Пи­фа­го­ра и в ду­хе эзо­те­рич. ори­ен­та­лиз­ма ут­вер­ждал, что она со­глас­на с древ­ни­ми уче­ния­ми «брах­ма­нов, иу­де­ев, ма­гов и егип­тян»: Пла­тон, по его мне­нию, «ни­кто иной как Мои­сей, го­во­ря­щий на ат­ти­че­ском диа­лек­те». Сле­дуя «не­пи­са­ным уче­ни­ям» Пла­то­на, Н. по­ни­мал ма­те­рию как Не­оп­ре­де­лён­ную двои­цу, прин­цип пас­сив­но­сти и из­мен­чи­во­сти, а бо­га-де­ми­ур­га как фор­мо­об­ра­зую­щий прин­цип. Эти­ка Н. име­ет ас­ке­тич. ха­рак­тер: по­сколь­ку ма­те­рия есть ис­точ­ник зла, то и жизнь во пло­ти для ду­ши че­ло­ве­ка – сплош­ное стра­да­ние. Тео­ло­гич. ме­та­фи­зи­ка Н. об­на­ру­жи­ва­ет сход­ст­во с со­вре­мен­ны­ми ей «Хал­дей­ски­ми ора­ку­ла­ми» и гно­стич. уче­ния­ми; она ока­за­ла влия­ние на не­оп­ла­то­нич. уче­ние о прин­ци­пах и пат­ри­стич. мысль.

Изд.: Numenius. Fragments / Texte etabli et traduit par E. des Places. P., 1973.

Лит.: Дил­лон Дж. Сред­ние пла­то­ни­ки. СПб., 2002.

Вернуться к началу