НУМЕ́НИЙ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НУМЕ́НИЙ (греч. Νουμήνιος, лат. Numenius) из Апамеи в Сирии (2 в.), древнегреч. философ, представитель среднего платонизма и неопифагореизма. Сочинения Н. не сохранились, его учение известно по фрагментам, которые цитируют неоплатоники и Евсевий Кесарийский в «Евангельском приготовлении». В своём гл. соч. «О добре» Н. развил оригинальное метафизико-теологич. учение о трёх первоначальных сущностях, различив трёх богов: первого (бога-деда), второго (бога-отца) и третьего (бога-сына). Первый бог представляет собой запредельный, неподвижный и непостижимый для людей Ум-нус, второй выступает как активный бог-творец, а третий как бог-творение, или чувственно воспринимаемый космос. Первый бог отождествляется с платоновской идеей абсолютного Добра («Государство», кн. 6), второй – с демиургом платоновского «Тимея». Второй и третий бог при этом понимаются как «один» или двуединый, фундаментальным остаётся противопоставление демиурга и первого бога. Первый бог есть принцип бытия, второй (демиург) – принцип становления. Люди поклоняются второму богу, не имея понятия о первом. Сам Н. выводил философию Платона от Пифагора и в духе эзотерич. ориентализма утверждал, что она согласна с древними учениями «брахманов, иудеев, магов и египтян»: Платон, по его мнению, «никто иной как Моисей, говорящий на аттическом диалекте». Следуя «неписаным учениям» Платона, Н. понимал материю как Неопределённую двоицу, принцип пассивности и изменчивости, а бога-демиурга как формообразующий принцип. Этика Н. имеет аскетич. характер: поскольку материя есть источник зла, то и жизнь во плоти для души человека – сплошное страдание. Теологич. метафизика Н. обнаруживает сходство с современными ей «Халдейскими оракулами» и гностич. учениями; она оказала влияние на неоплатонич. учение о принципах и патристич. мысль.