Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЖА́ФАР АС-СА́ДИК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 638

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Рощин

ДЖА́ФАР АС-СА́ДИК ибн Му­хам­мед (ок. 700, Ме­ди­на, Ара­вия – 765, там же), 6-й имам шии­тов, дав­ший имя пра­во­во­му тол­ку има­ми­тов. Как и его отец и дед, изу­чал ха­ди­сы, эк­зе­ге­ти­ку, пра­во. В борь­бе Аб­ба­си­дов с Омей­я­да­ми со­блю­дал ней­тра­ли­тет, под­дер­жи­вая от­но­ше­ния с ха­ли­фа­ми Хи­ша­мом (724–743) и аль-Ман­су­ром, не­смот­ря на их го­не­ния про­тив ро­да Али ибн Аби Та­ли­ба, к ко­то­ро­му при­над­ле­жал сам Д. ас-С. По­сле свер­же­ния Омей­я­дов от­ка­зал­ся от ха­ли­фа­та, не одоб­ряя воо­руж. борь­бы шии­тов за власть. Осу­дил вос­ста­ния Зей­да ибн Али в Ку­фе в 739–740 и Му­хам­ме­да ан-На­фса аз-За­кия в Хид­жа­зе в 762.

В бо­го­сло­вии Д. ас-С. от­вер­гал и сво­бо­ду во­ли му­та­зи­ли­тов, и аб­со­лют­ное пре­до­пре­де­ле­ние, со­гла­ша­ясь с му­та­зи­лит­ской кри­ти­кой ан­тро­по­морф­но­го по­ни­ма­ния Бо­га. При его жиз­ни в ши­из­ме про­изо­шёл рас­кол: боль­шин­ст­во при­зна­ло 7-м има­мом его 4-го сы­на Му­су аль-Ка­зи­ма (ум. 799), на­зна­чен­но­го Д. ас-С. сво­им пре­ем­ни­ком, часть – Му­хам­ме­да, сы­на его стар­ше­го сы­на Ис­маи­ла (ум. 762) (см. Ис­маи­ли­ты).

Ав­то­ри­тет Д. ас-С. вы­сок у шии­тов и сун­ни­тов. Ему при­пи­сы­ва­ют мно­же­ст­во со­чи­не­ний, на са­мом де­ле, как пра­ви­ло, со­став­лен­ных позд­нее: от ха­ди­сов, эк­зе­ге­ти­ки и пра­ва до ма­гии, ас­т­ро­ло­гии и ал­хи­мии. Има­ми­ты счи­та­ли его соз­да­те­лем ши­ит­ско­го уче­ния об има­ма­те, Бо­же­ст­вен­ном све­те и пра­во­вой сис­те­мы джа­фа­ри­тов. Сто­рон­ни­ки скры­то­го (ба­тин) смыс­ла Ко­ра­на ве­ли от Д. ас-С. ал­ле­го­рич. тол­ко­ва­ние (та­виль) Пи­са­ния. Раз­ные су­фий­ские брат­ст­ва вво­ди­ли его в свои ду­хов­ные ге­неа­ло­гии (силь­си­ла).

Лит.: Пет­ру­шев­ский И. П. Ис­лам в Ира­не в VII–XV вв. Л., 1966; Про­зо­ров С. М. Ис­лам как идео­ло­ги­че­ская сис­те­ма. М., 2004.

Вернуться к началу