ДЖА́ФАР АС-СА́ДИК
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖА́ФАР АС-СА́ДИК ибн Мухаммед (ок. 700, Медина, Аравия – 765, там же), 6-й имам шиитов, давший имя правовому толку имамитов. Как и его отец и дед, изучал хадисы, экзегетику, право. В борьбе Аббасидов с Омейядами соблюдал нейтралитет, поддерживая отношения с халифами Хишамом (724–743) и аль-Мансуром, несмотря на их гонения против рода Али ибн Аби Талиба, к которому принадлежал сам Д. ас-С. После свержения Омейядов отказался от халифата, не одобряя вооруж. борьбы шиитов за власть. Осудил восстания Зейда ибн Али в Куфе в 739–740 и Мухаммеда ан-Нафса аз-Закия в Хиджазе в 762.
В богословии Д. ас-С. отвергал и свободу воли мутазилитов, и абсолютное предопределение, соглашаясь с мутазилитской критикой антропоморфного понимания Бога. При его жизни в шиизме произошёл раскол: большинство признало 7-м имамом его 4-го сына Мусу аль-Казима (ум. 799), назначенного Д. ас-С. своим преемником, часть – Мухаммеда, сына его старшего сына Исмаила (ум. 762) (см. Исмаилиты).
Авторитет Д. ас-С. высок у шиитов и суннитов. Ему приписывают множество сочинений, на самом деле, как правило, составленных позднее: от хадисов, экзегетики и права до магии, астрологии и алхимии. Имамиты считали его создателем шиитского учения об имамате, Божественном свете и правовой системы джафаритов. Сторонники скрытого (батин) смысла Корана вели от Д. ас-С. аллегорич. толкование (тавиль) Писания. Разные суфийские братства вводили его в свои духовные генеалогии (сильсила).