Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАХАИ́ТЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 121

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. А. Силантьев

БАХАИ́ТЫ, по­сле­до­ва­те­ли ре­ли­гии, соз­дан­ной ба­би­дом Мир­зой Ху­сей­ном Али Ну­ри (1817–92), ко­то­рый про­воз­гла­сил се­бя в 1863 по­след­ним ми­ро­вым про­ро­ком (по­сле Ада­ма, Криш­ны, Зо­роа­ст­ра, Буд­ды, Мои­сея, Хри­ста, Му­хам­ме­да и Ба­ба) и при­нял имя Ба­ха Ал­лах (араб. «Блеск Бо­жий»). Осн. по­ло­же­ния Б. из­ло­же­ны в его кн. «Ки­таб-и ак­дас», на­пи­сан­ной в Па­ле­сти­не в 1873 и при­зван­ной за­ме­нить Ко­ран и «Ба­ян» Ба­ба. Мир­за Ху­сейн Али за­ве­щал ду­хов­ную власть стар­ше­му сы­ну Аб­ба­су-эфен­ди по про­зви­щу Абд аль-Ба­ха («Раб Ба­ха»; 1844–1920), по­том­ки ко­то­ро­го до сих пор ру­ко­во­дят ба­хаи­та­ми.

Ве­ро­уче­ние Б. со­еди­ня­ет по­ло­же­ния ря­да кон­фес­сий. Б. ве­рят в Страш­ный суд и вос­кре­се­ние мёрт­вых, но от­вер­га­ют осн. дог­ма­ты ис­ла­ма и хри­сти­ан­ст­ва. Они от­ри­ца­ют су­ще­ст­во­ва­ние дья­во­ла. Куль­то­вая прак­ти­ка Б. про­ста. Она сво­дит­ся к кол­лек­тив­но­му изу­че­нию со­чи­не­ний Ба­ха Ал­ла­ха и чте­нию мо­литв три­ж­ды в день. Б. име­ют свой ка­лен­дарь, по­стят­ся 19 дней ме­ся­ца Ала, воз­дер­жи­ва­ют­ся от упот­реб­ле­ния ал­ко­го­ля.

Б. ве­дут мис­сио­нер­скую дея­тель­ность, стре­мясь к соз­да­нию еди­но­го ми­ро­во­го по­ряд­ка с об­щей ре­ли­ги­ей, еди­ны­ми пра­ви­тель­ст­вом, за­ко­на­ми и язы­ком. Они про­по­ве­ду­ют па­ци­физм, ра­вен­ст­во лю­дей и по­лов. В на­стоя­щее вре­мя на­счи­ты­ва­ет­ся до 7 млн. Б. Наи­бо­лее круп­ные об­щи­ны на­хо­дят­ся в Ин­дии и Ира­не. Цен­тры Б. есть в Гер­ма­нии, США, Па­на­ме. В Рос­сии чис­ло Б. не пре­вы­ша­ет 5 тыс. чел.

Изд.: Ма’ида-йи ас­ма­ни: В 6 т. Те­ге­ран, 1947; The Baha’i world: In 12 vol. S. l., 1925–1956.

Лит.: Ба­зи­лен­ко И. В. Крат­кий очерк ис­то­рии и идео­ло­гии ба­хаи­ст­ской ме­ж­ду­на­род­ной об­щи­ны (XIX–XX вв.). СПб., 1998.

Вернуться к началу