ВОЕ́ННО-ГРУЗИ́НСКАЯ ДОРО́ГА
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЕ́ННО-ГРУЗИ́НСКАЯ ДОРО́ГА (в 1801–1863 Дарьяльская), историч. название пути из Владикавказа в Тбилиси. Протяжённость 208 км. Известна с глубокой древности, в 11–13 вв. возросло её значение как торгового пути, связывавшего Азию и Европу. Рос. войска впервые преодолели горы Большого Кавказа этим путём во время рус.-тур. войны 1768–1774: в 1769 отряд под команд. ген.-м. Г. Г. Тотлебена был послан рос. правительством для защиты Груз. царства, при движении разрабатывал дорогу, строил мосты и пр. После присоединения Грузии к России в нач. 19 в. дорога приобрела особо важное воен.-стратегич. значение. С 1803 на всём её протяжении возводились укрепления (в 1846 в Дарьяльском ущелье, наиболее узком и труднодоступном месте, построена крепость). С 1814 стала пригодной для движения колёсного транспорта. Позднее организована «экстрапочта», связавшая С.-Петербург с Тифлисом. В 1834 открыто регулярное конно-почтовое сообщение. К 1863 построена новая дорога на участке Млетского спуска (проект инж. Б. И. Статковского). Тогда же шоссировано полотно В.-Г. д. В 1911 начато регулярное автомобильное сообщение. С 19 в. В.-Г. д. играет существенную роль в развитии экономич. связей между Россией и Закавказьем.
Большое воен. значение В.-Г. д. имела во время Кавказской войны 1817–1864, рус.-тур. войны 1877–78, 1-й мировой войны, Вел. Отеч. войны (особенно в период битвы за Кавказ 1942–43) и вооруж. конфликтов на Сев. Кавказе 1990-х – нач. 2000-х гг.
Описана А. С. Пушкиным («Путешествие в Арзрум»), совершившим путешествие по дороге в 1829.