Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРЕ́ ЖАН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 96-97

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ж. Маре в фильме «Капитан». 1960.

МАРЕ́ (Marais) Жан (наст. имя и фам. Жан Альф­ред Вил­лен-Ма­ре, Villain-Ma­rais) (11.12.1913, Шер­бур – 8.11.1998, Кан; по­хо­ро­нен в Вал­ло­ри­се), франц. ак­тёр. Изу­чал изо­бра­зит. иск-во в Па­риж­ской конс., по­се­щал за­ня­тия по ак­тёр­ско­му мас­тер­ст­ву у Ш. Дюл­ле­на. В 1937 де­бю­ти­ро­вал на сце­не па­риж­ско­го те­ат­ра «Ате­лье» («Юлий Це­зарь» У. Шек­спи­ра), впо­след­ст­вии ра­бо­тал в разл. те­ат­рах Па­ри­жа («Те­атр Ан­туа­на», «Ам­бас­са­дор», «Те­атр Са­ры Бер­нар» и др.); был за­нят в клас­сич. («Мак­бет» У. Шек­спи­ра; «Ан­дро­ма­ха», «Бри­тан­ник» Ж. Ра­си­на; «Ле­о­ка­дия» Ж. Ануя) и совр. («Труд­ные ро­ди­те­ли» Ж. Кок­то, «Пиг­ма­ли­он» Б. Шоу, «Двое на ка­че­лях» У. Гиб­со­на, и др.) ре­пер­туа­ре. В 1930-х гг. сни­мал­ся в эпи­зо­дич. ро­лях в филь­мах реж. М. Л’Эрбье («Но­вые лю­ди», «Пла­мен­ные но­чи»). Пер­вую зна­чит. роль в ки­но сыг­рал в 1941 («Со­жжён­ный особ­няк» Ж. Ба­рон­сел­ли). Эф­фект­ные внеш­ние дан­ные, эк­ран­ное обая­ние сде­ла­ли М. од­ним из са­мых из­вест­ных ис­пол­ни­те­лей ро­ман­тич. ро­лей в 1940–1950-е гг.: Пат­рис («Веч­ное воз­вра­ще­ние»), дон Хо­се («Кар­мен»), гл. ро­ли в филь­мах «Рюи Блаз» (в отеч. про­ка­те «Опас­ное сход­ст­во») и «Граф Мон­те-Кри­сто», а так­же в филь­мах Ж. Кок­то, со­труд­ни­че­ст­во с ко­то­рым ока­за­ло боль­шое влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние творч. лич­но­сти М. Как ак­тёр ин­тел­лек­ту­аль­но­го скла­да он про­явил се­бя в филь­мах Кок­то «Труд­ные ро­ди­те­ли», «Дву­гла­вый орёл», «Ор­фей», «За­ве­ща­ние Ор­фея» и др. Зна­чит. уда­чей М. бы­ло ис­пол­не­ние ро­ли Жиль­ца в ф. «Бе­лые но­чи» Л. Вис­кон­ти. В се­рии филь­мов о Фан­то­ма­се («Фан­то­мас», «Фан­то­мас раз­бу­ше­вал­ся», «Фан­то­мас про­тив Скот­ленд-Яр­да») сыг­рал от­важ­но­го по­ло­жит. ге­роя – жур­на­ли­ста Фан­до­ра и зло­ве­ще­го Фан­то­ма­са. Сре­ди др. филь­мов: «Ес­ли бы мне рас­ска­за­ли о Вер­са­ле», «При­зыв судь­бы», «Жюль­ет­та», «Ка­пи­тан», «Ка­пи­тан Фра­касс», «Же­лез­ная мас­ка», «Па­риж­ские тай­ны», «По­лу­ноч­ные лю­бов­ни­ки» (в отеч. про­ка­те «Раз­би­тые меч­ты»), «Чу­до вол­ков» (в отеч. про­ка­те «Тай­на Бур­гунд­ско­го дво­ра»), «Па­рия», «Про­во­ка­ция», «Ос­ли­ная шку­ра»; те­ле­филь­мы «Ро­бер Ма­кер», «Жо­зеф Баль­за­мо», «Ка­ра­те­кас и Кo», «Чело­век и тай­ны», «Пар­кинг», «Род­ст­вен­ные узы», «От­вер­жен­ные», «Ус­коль­заю­щая кра­со­та» (др. назв. «Я тан­цую од­на»). Од­но­вре­мен­но с ра­бо­той в ки­но вы­сту­пал на те­ат­раль­ной сце­не. С 1974 пред. Сою­за ак­тё­ров Фран­ции. За­ни­мал­ся гон­чар­ным де­лом, жи­во­пи­сью, скульп­ту­рой.

Соч.: О мо­ей жиз­ни. М., 1994; Жизнь ак­те­ра. М., 2001; Не­по­сти­жи­мый Ж. Кок­то. М., 2003.

Лит.: Ак­те­ры за­ру­беж­но­го ки­но. М., 1965. Вып. 1; Яну­шев­ская И. Н., Де­мин В. П. Ж. Ма­рэ. Че­ло­век, ак­тер, миф, мас­ка. М., 1969; Cocteau J. Lettres a J. Marais. P., 1987; Pasquali N. J. Marais: sans masque. P., 2003; Durieux G. J. Marais: biographie. P., 2005; Foucart Y. Dictionnaire des comédiens fran­çais disparus. Mormoiron, 2008.

Вернуться к началу