ПЕТРУ́ШКА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕТРУ́ШКА, персонаж рус. народного кукольного театра, главный герой одноимённого комич. представления. Перчаточная кукла, типологически и, вероятно, генетически связанная с итал. Пульчинеллой, франц. Полишинелем (среди наименований П. – мусью Подчинель, мусью Паршинель, а также Пётр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй и др.). Постоянный участник представлений скоморохов. Первое описание кукольного представления скоморохов дал А. Олеарий (1636), однако упоминания о театре П. встречаются лишь начиная с 1840-х гг., а записи текстов и фиксация представлений относятся преим. к рубежу 19–20 вв. и связаны с исследованиями рус. фольклора.
Театр П. был передвижным и давал представления на городских и сельских ярмарках, на улицах и во дворах – до десяти спектаклей в день. Партию П. озвучивали при помощи пищика, благодаря чему голос персонажа становился пронзительным и приобретал особый тембр. Не покидавшего ширмы на протяжении всего действия П. кукольник (петрушечник) держал в правой руке, а др. кукол поочерёдно надевал на левую руку. Для облика П. характерны большой крючковатый нос, острый выступающий подбородок, два горба, спереди и сзади; его костюм включал в себя красный колпак с кисточкой и красную или пёструю рубаху; в руках П. держал дубинку, которая не только помогала ему расправляться с неугодными, но и задавала ритм действия. Мастерство петрушечника заключалось в том, чтобы обеспечить живость и стремительность действия: куклы ни минуты не должны были оставаться в покое – они гонялись друг за другом, активно жестикулировали, неожиданно появлялись и исчезали. Сопровождавший петрушечника музыкант или шарманщик, помимо муз. сопровождения, участвовал в диалогах с П. и публикой.
Представление состояло из нескольких сценок-диалогов, не связанных между собой общим сюжетом, но с единым героем. Количество сценок варьировалось в зависимости от мастерства кукольника и его достатка, обстоятельств исполнения. Среди др. персонажей театра П.: его невеста, цыган, доктор, квартальный, немец, собака. Начиная с сер. 19 в. спектакль театра П. стал включать в себя ряд обязательных сцен: вступительный монолог П., диалог и танец с невестой, покупка лошади у цыгана и испытание её, лечение П. доктором, обучение солдатской службе, утаскивание П. собакой (чёртом, домовым). Значит. роль в представлениях П. играли пение и танцы. Большое место отводилось изображению потасовок, обсценного поведения. В диалогах широко применялись каламбур, оксиморон, метафора. Нередко в представлениях театра П. возникали элементы сатиры, однако в большинстве случаев комич. эффект достигался благодаря приёмам, восходящим к нар. смеховой культуре: пародированию, «выворачиванию наизнанку» привычных норм и ценностей, нарушению обыденного житейского порядка и т. п. В 1920-е гг. театр П. как явление фольклорной культуры прекратил своё существование.