ПОЛИШИНЕ́ЛЬ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛИШИНЕ́ЛЬ (франц. Polichinelle, от неаполитанского Polecenella, итал. Pulcinella – Пульчинелла), комич. персонаж франц. ярмарочного театра кукол. У П. два горба (один на груди, другой на спине), длинный кривой нос и огромный подбородок. На нём обычно расшитый пайетками камзол, треуголка и башмаки с загнутыми кверху носами, в руках – дубинка. Во Франции П. появился в кон. 16 в. как персонаж итал. комедии дель арте и главный герой итал. кукольной комедии. Широкую популярность приобрёл с 1649, когда в Париже, у Нельской башни, начались регулярные представления итал. марионеточника Дж. Бриоччи (принял франц. имя Жан Бриоше). Его Пульчинелла (итал. pulcino – цыплёнок) во франц. варианте стал Полишинелем (франц. poulet – цыплёнок, а также любовная записка). Успех П. был столь велик, что в 1669 Бриоше удостоился приглашения ко двору короля для развлечения инфанта. Итал. кукольник точно почувствовал настроения, характер, вкусы, пристрастия парижан и создал на основе Пульчинеллы новый персонаж, ставший нар. героем Франции, символом нац. характера. По словам франц. исследователя 19 в. Ш. Маньена, его отличают «типично галльский типаж и юмор. Полишинель насквозь проникнут национальным духом, он напоминает гасконского офицера».
Весёлый задира и насмешник, П. жил в обстановке скандалов и создавал их. Постоянно сообщал, что думает жениться на своей богатой мужеподобной подруге мадам Жигонь, но никогда не выполнял обещания. С задором колотил всех участников комедии (помимо мадам Жигонь, это обычно их многочисл. дети, Доктор, Жандарм, Негритёнок, Палач и Чёрт). Неисправимый болтун сообщал под большим секретом известные всем вещи (отсюда выражение «секрет Полишинеля»). В финале представления П. казнил через повешение собств. палача и насаживал дьявола на его же вилы. Высмеивал приближённых короля, служителей Церкви, судей, членов Франц. академии, кардинала Мазарини, пьесы Вольтера и премьеры в королевских театрах. П. удавалось обходить все запреты: запрещалось говорить своим голосом – говорил чужим с помощью пищика (pratique), запрещалось участвовать в диалогах – произносил монологи, запрещалось говорить – пел, запрещалось петь – разыгрывал пантомимы. Он не унывал и не терпел авторитетов. Во времена Франц. революции 18 в. П. даже подвергли показательной казни.
В 17 в. персонаж П. вошёл в лит. комедию (интермедии в «Мнимом больном» Мольера), в 18 в. – в пьесы А. Р. Лесажа, Л. Фюзелье и др. В 19 в. П. увлёк интеллектуальную элиту Франции. Представления марионеток с его участием устраивали писатели Ж. Санд и Л. Э. Дюранти, драматург Л. Лемерсье де Невиль и др. С ростом популярности перчаточной куклы Гиньоль П. уступил ему место на театральной сцене, став со 2-й пол. 19 в. любимой детьми куклой-игрушкой.