Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САНД ЖОРЖ САНД

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 313

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Т. Пахсарьян

САНД, Жорж Санд (Занд) (George Sand) (псевд.; наст. имя и фам. Ав­ро­ра Дю­пен, Dupin; по му­жу Дю­де­ван, Du­devant) (1.7.1804, Па­риж – 8.6.1876, Но­ан, деп-т Эндр), франц. пи­са­тель­ни­ца. Из дво­рян­ской се­мьи, дочь офи­це­ра на­по­ле­о­нов­ской ар­мии. По­сле смер­ти от­ца (1808) вос­пи­ты­ва­лась ба­буш­кой в име­нии Но­ан в ду­хе идей Ж. Ж. Рус­со; в 1817–20 бы­ла пан­сио­нер­кой мо­на­сты­ря. В 1822 вы­шла за­муж, в 1831 рас­ста­лась с суп­ру­гом и пе­ре­еха­ла в Па­риж, по­сле ко­рот­кой свя­зи с Ж. Сан­до (1831–32), ре­зуль­та­том ко­то­рой стал со­вме­ст­ный ро­ман «Ро­за и Бланш» («Ro­se et Blanche», 1831), взя­ла псевд. Жорж Санд. Пер­вые са­мо­сто­ят. ро­ма­ны «Ин­диа­на» («In­diana»), «Ва­лен­ти­на» («Va­len­tine», оба 1832), «Ле­лия» («Lélia», 1833) по­свя­ще­ны про­бле­ме сво­бо­ды и рав­но­пра­вия жен­щин. С. ис­по­ве­до­ва­ла идеи фе­ми­низ­ма, бо­ро­лась за пра­ва жен­щин (в т. ч. на раз­вод), от­ли­ча­лась эпа­таж­ным по­ве­де­ни­ем (но­си­ла муж­скую оде­ж­ду, ку­ри­ла труб­ку, не скры­ва­ла от­но­ше­ний с лю­бов­ни­ка­ми). Сре­ди близ­ких дру­зей С. – О. де Баль­зак, В. Гю­го, Г. Фло­бер, А. де Мюс­се, Ф. Лист, Ф. Шо­пен, Э. Де­лак­руа. Ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла в по­ли­тич. жиз­ни: при­ня­ла идеи Ре­во­лю­ции 1848 во Фран­ции, хо­тя бы­ла про­тив кро­во­про­ли­тия и тер­ро­ра. Ис­пы­та­ла влия­ние хри­сти­ан­ских де­мо­кра­тов – Ф. Р. де Ла­мен­не и П. Ле­ру, вме­сте с ко­то­рым ор­га­ни­зо­ва­ла ж. «Revue indépendante» (1841); вы­сту­па­ла с пуб­ли­ци­стич. стать­я­ми. Про­ник­ну­тое гу­ма­ни­стич. па­фо­сом и не ли­шён­ное ме­ло­дра­ма­тиз­ма твор­че­ст­во С. от­ра­зи­ло влия­ние идей Про­све­ще­ния и ро­ман­тиз­ма. Ши­ро­кий ус­пех сни­ска­ли ис­то­ри­че­ские ро­ма­ны С., в т. ч. со­ста­вив­шие ди­ло­гию ро­ма­ны фе­ми­ни­ст­ской на­прав­лен­но­сти «Кон­су­эло» («Con­sue­lo», 1842–43) и «Гра­фи­ня Ру­доль­штадт» («La comtesse de Ru­dol­stadt», 1843–44). В цен­тре раз­ви­ваю­щих пре­им. со­ци­аль­ную те­ма­ти­ку ро­ма­нов [«Моп­ра» («Mauprat», 1837), «Стран­ст­вую­щий под­мас­те­рье» («Le compagnon du tour de France», 1840), «Мель­ник из Ан­жи­бо» («Le meunier d’Angi­bault», 1845), «Грех гос­по­ди­на Ан­туа­на» («Le péché de M. Antoine», 1845), и др.] и по­вес­тей [«Чёр­то­во бо­ло­то» («La Mare au diab­le», 1846), «Фран­суа-най­дё­ныш» («Fran­çois le Champi», 1848), «Ма­лень­кая Фа­дет­та» («La petite Fadette», 1849) и др.] – жизнь франц. го­ро­да и де­рев­ни. Ав­тор кн. «Ис­то­рия мо­ей жиз­ни» («L’histoire de ma vie», 1854–55), но­велл, за­ме­ток о пу­те­ше­ст­ви­ях, об­шир­ной пе­ре­пис­ки. Твор­че­ст­во С. поль­зо­ва­лось ис­клю­чит. ус­пе­хом в Рос­сии в 19 в.: про­из­ве­де­ния пе­ре­во­ди­лись на рус. яз. час­то сра­зу же по­сле по­яв­ле­ния во Фран­ции; лич­но­стью С. вос­хи­ща­лись В. Г. Бе­лин­ский, М. Е. Сал­ты­ков-Щед­рин, Н. А. Не­кра­сов. Влия­ние С. ощу­ти­мо в про­из­ве­де­ни­ях М. Ю. Лер­мон­то­ва, И. А. Тур­ге­не­ва, Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, Л. Н. Тол­сто­го и др.

Соч.: Собр. соч. СПб., 1896–1899. Т. 1–18; Собр. соч. М., 1996. Т. 1–14; Œuvres com­plètes. P., 2008–. Vol. 1–.

Лит.: Тра­пез­ни­ко­ва Н. С. Ро­ман­тизм Ж. Санд. Ка­зань, 1976; Трес­ку­нов М. С. Ж. Санд: Кри­ти­ко-био­гра­фи­че­ский очерк. Л., 1976; Мо­руа А. Ле­лия, или Жизнь Ж. Санд. М., 1990; Ка­фа­но­ва О. Б. Ж. Санд и рус­ская ли­те­ра­ту­ра XIX ве­ка: 1830–1860 гг. Томск, 1998; Dufour H. G. Sand, la somnambule: Bio­gra­phie. P., 2004; Guillemin H. La face cachée de G. Sand. Bats, 2005; Szabó A. G. Sand: entrées d’une œuvre. Debrecen, 2010; Reid M. G. Sand. P., 2013; Ка­фа­но­ва О. Б., Со­ко­ло­ва М. В. Ж. Санд в Рос­сии: Биб­лио­гра­фия рус­ских пе­ре­во­дов и кри­ти­че­ской ли­те­ра­ту­ры на рус­ском язы­ке (1832–1900). М., 2005.

Вернуться к началу