САНД ЖОРЖ САНД
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САНД, Жорж Санд (Занд) (George Sand) (псевд.; наст. имя и фам. Аврора Дюпен, Dupin; по мужу Дюдеван, Dudevant) (1.7.1804, Париж – 8.6.1876, Ноан, деп-т Эндр), франц. писательница. Из дворянской семьи, дочь офицера наполеоновской армии. После смерти отца (1808) воспитывалась бабушкой в имении Ноан в духе идей Ж. Ж. Руссо; в 1817–20 была пансионеркой монастыря. В 1822 вышла замуж, в 1831 рассталась с супругом и переехала в Париж, после короткой связи с Ж. Сандо (1831–32), результатом которой стал совместный роман «Роза и Бланш» («Rose et Blanche», 1831), взяла псевд. Жорж Санд. Первые самостоят. романы «Индиана» («Indiana»), «Валентина» («Valentine», оба 1832), «Лелия» («Lélia», 1833) посвящены проблеме свободы и равноправия женщин. С. исповедовала идеи феминизма, боролась за права женщин (в т. ч. на развод), отличалась эпатажным поведением (носила мужскую одежду, курила трубку, не скрывала отношений с любовниками). Среди близких друзей С. – О. де Бальзак, В. Гюго, Г. Флобер, А. де Мюссе, Ф. Лист, Ф. Шопен, Э. Делакруа. Активно участвовала в политич. жизни: приняла идеи Революции 1848 во Франции, хотя была против кровопролития и террора. Испытала влияние христианских демократов – Ф. Р. де Ламенне и П. Леру, вместе с которым организовала ж. «Revue indépendante» (1841); выступала с публицистич. статьями. Проникнутое гуманистич. пафосом и не лишённое мелодраматизма творчество С. отразило влияние идей Просвещения и романтизма. Широкий успех снискали исторические романы С., в т. ч. составившие дилогию романы феминистской направленности «Консуэло» («Consuelo», 1842–43) и «Графиня Рудольштадт» («La comtesse de Rudolstadt», 1843–44). В центре развивающих преим. социальную тематику романов [«Мопра» («Mauprat», 1837), «Странствующий подмастерье» («Le compagnon du tour de France», 1840), «Мельник из Анжибо» («Le meunier d’Angibault», 1845), «Грех господина Антуана» («Le péché de M. Antoine», 1845), и др.] и повестей [«Чёртово болото» («La Mare au diable», 1846), «Франсуа-найдёныш» («François le Champi», 1848), «Маленькая Фадетта» («La petite Fadette», 1849) и др.] – жизнь франц. города и деревни. Автор кн. «История моей жизни» («L’histoire de ma vie», 1854–55), новелл, заметок о путешествиях, обширной переписки. Творчество С. пользовалось исключит. успехом в России в 19 в.: произведения переводились на рус. яз. часто сразу же после появления во Франции; личностью С. восхищались В. Г. Белинский, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов. Влияние С. ощутимо в произведениях М. Ю. Лермонтова, И. А. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др.