Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАМЕННЕ́ ФЕЛИСИТЕ РОБЕР ДЕ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 639

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Кротов

ЛАМЕННЕ́ (Lamennais) Фе­ли­си­те Ро­бер де (19.6.1782, Сен-Ма­ло – 27.2.1854, Па­риж), франц. фи­ло­соф и пуб­ли­цист, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков хри­сти­ан­ско­го со­циа­лиз­ма. Ка­то­лич. свя­щен­ник, в 1828 ос­но­вал кон­гре­га­цию Св. Пет­ра. В ран­них со­чи­не­ни­ях («Опыт о рав­но­ду­шии по от­но­ше­нию к ре­ли­гии» – «Es­sai sur l’indifférence en matière de reli­gion», vol. 1–4, 1817–23; «О ре­ли­гии, рас­смот­рен­ной в её от­но­ше­ни­ях с по­ли­ти­че­ским и гра­ж­дан­ским по­ряд­ком» – «De la religion considérée dans ses rap­ports avec l’ordre politique et civil», pt. 1–2, 1825–26) Л. вы­сту­пил как убе­ж­дён­ный ка­то­лик и мо­нар­хист, под­верг­нув кри­ти­ке фи­лосо­фию Про­све­ще­ния и в про­ти­во­вес док­три­нам гал­ли­кан­ст­ва от­стаи­вая су­ве­ре­ни­тет па­пы Рим­ско­го как в ре­ли­ги­оз­ных, так и в свет­ских де­лах.

В стать­ях, опуб­ли­ко­ван­ных в ос­но­ван­ной им совм. с Ж. Б. А. Ла­кор­де­ром и дру­ги­ми газ. «Бу­ду­щее» («L’Ave­nir», 1830–31), Л. вы­дви­нул про­грам­му по­ли­тич. ре­форм, вклю­чав­шую тре­бо­ва­ния сво­бо­ды со­вес­ти, сво­бо­ды обу­че­ния, сво­бо­ды пе­ча­ти и ас­со­циа­ций, рас­ши­рения из­би­рат. прав, де­цен­тра­ли­за­ции вла­сти (роль го­су­дар­ст­ва долж­на быть ми­ни­ми­зи­ро­ва­на, боль­шин­ст­во во­про­сов сле­ду­ет ре­шать на уров­не ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния). Л. по­ла­гал, что в бу­ду­щем в про­цес­се по­сте­пен­ной хри­стиа­ни­за­ции об­ще­ст­ва че­ло­ве­че­ст­во не­из­беж­но при­дёт к «ка­то­ли­че­ско­му един­ст­ву», од­на­ко до тех пор, по­ка это­го не про­изош­ло, не­об­хо­ди­мо от­де­ле­ние церк­ви от го­су­дар­ст­ва.

В соч. «Сло­ва ве­рую­ще­го» («Paroles d’un croyant», 1834, рус. пер. 1906), обра­щён­ном «к на­ро­ду», Л. под­верг кри­ти­ке су­ще­ст­вую­щие со­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Со­глас­но Л., «Бог не соз­дал… ни гос­под, ни ра­бов, ни ко­ро­лей, ни под­дан­ных: он соз­дал всех лю­дей рав­ны­ми» (Œuvres complétes. P., 1837. Vol. 11. P. 24). Со­ци­аль­ное зло – ре­зуль­тат не­за­кон­ной при­ви­ле­гии од­них лю­дей бес­кон­троль­но рас­по­ря­жать­ся дру­ги­ми в сво­их лич­ных це­лях (в т. ч. при­сваи­вать се­бе пло­ды их тру­да), по­это­му ка­ж­дый име­ет пра­во со­про­тив­лять­ся дес­по­тич. вла­сти. По­сле то­го как по­ли­тич. идеи Л. под­верг­лись осу­ж­де­нию в Ри­ме (пап­ские эн­цик­ли­ки 1832 и 1834), он сло­жил с се­бя сан. В соч. «Эс­киз фи­ло­со­фии» («Es­quisse d’une philosophie», vol. 1–4, 1840–1846) Л. дал сис­те­ма­тич. из­ло­же­ние сво­их ре­лиг.-фи­лос. взгля­дов. В 1848 из­бран де­пу­та­том нац. Ас­самб­леи.

Л. сыг­рал вид­ную роль в раз­ви­тии ев­роп. по­ли­тич. мыс­ли, влия­ние его идей ис­пы­та­ли мн. пред­ста­ви­те­ли франц. ро­ман­тиз­ма (В. Гю­го, Ф. Р. Ша­тоб­ри­ан, Ш. О. Сент-Бёв, Ж. Санд и др.).

Соч.: Œuvres completes. P., 1836–1837. Vol. 1–12; Со­вре­мен­ное раб­ст­во. Н. Нов­го­род, 1905; Correspondance générale... P., 1971–1981. Vol. 1–9. Rennes, 2001–. Vol. 1–7–.

Лит.: Boutard C. Lamennais, sa vie et ses doc­trines. P., 1905–1913. Vol. 1–3; Duine F. La­mennais, sa vie, ses idées, ses ouvrages. P., 1922; Le Guillou L. L’évolution de la pensée religieuse de Lamennais. P., 1965; idem. Les La­mennais. P., 1990; Hourdin G. Lamennais, prophète et combattant de la liberté. P., 1982.

Вернуться к началу