ГАЛЛИКА́НСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГАЛЛИКА́НСТВО, совокупность церковно-политич. доктрин, ключевыми идеями которых были: ограничение власти рим. понтификов над католич. церковью во Франции; обоснование прерогатив светской власти в вопросах церковной юрисдикции, а также права на более широкое самоопределение для франц. нац. католич. церкви.
Мн. исследователи видят истоки Г. в политике Людовика IX Святого, направленной на укрепление независимости франц. епископата от Рима путём установления процедуры епископского избрания капитулами, в истории противостояния Филиппа IV Красивого и папы Римского Бонифация VIII, а также в политике франц. короны на Вьеннском соборе. В 15 – нач. 16 вв. идея осуществления прерогатив светской власти в вопросах церковной юрисдикции получила дальнейшее развитие в связи с усилением франц. централизов. государства и увеличением значения Соборного движения в жизни католич. церкви (см. также Прагматическая санкция 1438, Болонский конкордат 1516). Особенно чётко галликанская доктрина была сформулирована в кон. 16 в. франц. историком и правоведом Пьером Питу (1538 или 1539–96) в соч. «О вольностях галликанской Церкви» («Les libertés de l’Église gallicane», 1594). Согласно Питу, свободы Галликанской церкви исходят из двух осн. принципов: из исключения любой возможности регламентации рим. понтификами сферы светского управления на землях, на которые распространяется суверенитет франц. короля, а также из ограничения всей полноты власти рим. понтификов канонами и определениями соборов, которые издавна были приняты во франц. королевстве. В 16 – 1-й пол. 17 вв. осн. положения галликанской доктрины разрабатывались в трудах Ш. дю Молена (1500–1566), Ж. Лешасье (1550–1625), П. Дюпюи (1582–1651), Ж. Лануа (1603–78).
В 1660–80-е гг. – период т. н. галликанского противостояния, связанного с политикой Людовика XIV, направленной в т. ч. на утверждение собств. прав на доходы от всех вакантных епископств королевства (т. н. светская регалия) и на назначение епископов и аббатов на спорных территориях (осн. предмет Пизанского трактата 1664), а также с оппозицией этой политике пап Александра VII (1655–67), Климента X (1670–76) и Иннокентия XI. В это время существенно усилилась политич. составляющая галликанской доктрины. Кульминацией противостояния стали созыв Всеобщей ассамблеи франц. духовенства (1681) и подготовка Ж. Б. Боссюэ «Декларации четырёх статей» («Déclaration les quatre articles», 1682). Будучи подтверждена королём и опубликована как гос. закон, «Декларация» стала обязательной для всего королевства. В последней четв. 17 – нач. 18 вв. намечается общий упадок Г., обусловленный в т. ч. неблагоприятно сложившимися для Франции внешнеполитич. обстоятельствами, а также умелой политикой пап Александра VIII (1689–91) и Иннокентия XII (1691–1700).
На протяжении 18–19 вв. Г. из церковно-политич. доктрины постепенно превращается в одно из оппозиц. течений, распространённое преим. среди франц. низшего и среднего клира. Деятельность Пия IX и Льва XIII, направленная на унификацию литургич. обихода, а также вынужденное принятие франц. епископатом догмата о непогрешимости папы Римского в его суждениях ex cathedra (как один из важнейших итогов работы Ватиканского I собора) окончательно подорвали позиции Г. как оппозиц. течения в среде франц. духовенства, отстаивавшего для франц. нац. церкви, остающейся в лоне католицизма, право на более широкое самоопределение.
В нач. 21 в. некоторые идеи Г. продолжают использоваться рядом франц. публицистов, социологов, обществ. деятелей.