СОБО́РНОЕ ДВИЖЕ́НИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОБО́РНОЕ ДВИЖЕ́НИЕ, движение за реформу Римско-католич. церкви в 14–16 вв., основанное на концилиаризме (от лат. concilium – собор).
Истоки католич. учения о соборности (концилиаризма), представители которого выступали против единоличной власти папы Римского и утверждали верховенство Вселенского собора как высшего органа церковного управления, содержатся в работах юристов-канонистов кон. 12–13 вв. (Гугуччо Пизанский, Иоанн Тевтон и др.), стремившихся выработать механизмы отстранения от власти папы Римского, если он окажется виновен в ереси или в др. серьёзном преступлении. Светские правители, конфликтовавшие с папством (имп. Священной Рим. империи Фридрих II, король Франции Филипп IV Красивый), стремились использовать идею о верховенстве собора над папой в своих политич. целях (трактат франц. богослова-доминиканца Иоанна Парижского «О власти королевской и папской», ок. 1302, и др.). Наиболее радикальные идеи в ср.-век. концилиаризме высказали в сер. 14 в. Марсилий Падуанский и У. Оккам, поддерживавшие имп. Людовика IV Баварского в конфликте с папой Римским Иоанном XXII. Марсилий отвергал даже Божественное происхождение самого института папства и считал высшим авторитетом в вопросах веры собор с участием не только духовенства, но и мирян. Оккам, отрицая непогрешимость папы Римского, не признавал её и за собором и считал, что носителем истинной веры может быть любой из членов Церкви.
Глубокий кризис папства, связанный с Авиньонским пленением пап и последовавшей за ним Великой схизмой 1378–1417, привели к росту популярности идей концилиаризма и усилению С. д. Созыв Вселенского собора стал рассматриваться как средство восстановления церковного единства. Эти идеи разделяли мн. влиятельные церковные деятели и богословы (Ж. Жерсон, Николай Кузанский и др.). Первая подобная попытка, предпринятая на Пизанском соборе (1409), не имела успеха и лишь усугубила кризис (претендентов на папский престол стало три вместо двух). Настоящим триумфом сторонников С. д. стал Констанцский собор (1414–18), на котором был избран (нояб. 1417) папа Римский Мартин V, что положило конец схизме в Римско-католич. церкви. Концилиаристские идеи отразились в декретах Констанцского собора «Haec sancta» (6.4.1415) и «Frequens» (окт. 1417). Согласно последнему, предполагалось проведение нового собора через 5 лет, затем – через 7 и далее каждые 10 лет. В 1437 радикальные сторонники С. д. на Базельском соборе вступили в конфликт с папой Римским Евгением IV, который в ответ созвал Ферраро-Флорентийский собор. Одним из последних эпизодов С. д. стала неудачная попытка части кардиналов, недовольных политикой папы Римского Юлия II, созвать против него собор в Пизе (1511). Идеи концилиаризма окончательно были отвергнуты после принятия на Ватиканском I соборе догмата о непогрешимости папы Римского (1870). С. д. повлияло на движения за автономию католич. церквей в ряде европ. стран (галликанство во Франции, фебронианство в Германии).