Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОБО́РНОЕ ДВИЖЕ́НИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 530

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СОБО́РНОЕ ДВИЖЕ́НИЕ, дви­же­ние за ре­фор­му Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви в 14–16 вв., ос­но­ван­ное на кон­ци­ли­ар­из­ме (от лат. concilium – со­бор).

Ис­то­ки ка­то­лич. уче­ния о со­бор­но­сти (кон­ци­лиа­риз­ма), пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го вы­сту­па­ли про­тив еди­но­лич­ной вла­сти па­пы Рим­ско­го и ут­верж­да­ли вер­хо­вен­ст­во Все­лен­ско­го со­бо­ра как выс­ше­го ор­га­на цер­ков­но­го уп­рав­ле­ния, со­дер­жат­ся в ра­бо­тах юри­стов-ка­но­ни­стов кон. 12–13 вв. (Гу­гуч­чо Пи­зан­ский, Ио­анн Тев­тон и др.), стре­мив­ших­ся вы­ра­бо­тать ме­ха­низ­мы от­стра­не­ния от вла­сти па­пы Рим­ско­го, ес­ли он ока­жет­ся ви­но­вен в ере­си или в др. серь­ёз­ном пре­сту­п­ле­нии. Свет­ские пра­ви­те­ли, кон­флик­то­вав­шие с пап­ст­вом (имп. Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии Фрид­рих II, ко­роль Фран­ции Фи­липп IV Кра­си­вый), стре­ми­лись ис­поль­зо­вать идею о вер­хо­вен­ст­ве со­бо­ра над па­пой в сво­их по­ли­тич. це­лях (трак­тат франц. бо­го­сло­ва-до­ми­ни­кан­ца Ио­ан­на Па­риж­ско­го «О вла­сти ко­ро­лев­ской и пап­ской», ок. 1302, и др.). Наи­бо­лее ра­ди­каль­ные идеи в ср.-век. кон­ци­лиа­риз­ме вы­ска­за­ли в сер. 14 в. Мар­си­лий Па­ду­ан­ский и У. Ок­кам, под­дер­жи­вавшие имп. Лю­до­ви­ка IV Ба­вар­ско­го в кон­флик­те с па­пой Рим­ским Ио­ан­ном XXII. Мар­си­лий от­вер­гал да­же Бо­же­ст­вен­ное про­ис­хо­ж­де­ние са­мо­го ин­сти­ту­та пап­ст­ва и счи­тал выс­шим ав­то­ри­те­том в во­про­сах ве­ры со­бор с уча­сти­ем не толь­ко ду­хо­вен­ст­ва, но и ми­рян. Ок­кам, от­ри­цая не­по­гре­ши­мость па­пы Рим­ско­го, не при­зна­вал её и за со­бо­ром и счи­тал, что но­си­те­лем ис­тин­ной ве­ры мо­жет быть лю­бой из чле­нов Церк­ви.

Глу­бо­кий кри­зис пап­ст­ва, свя­зан­ный с Авинь­он­ским пле­не­ни­ем пап и по­сле­до­вав­шей за ним Ве­ли­кой схиз­мой 1378–1417, при­ве­ли к рос­ту по­пу­ляр­но­сти идей кон­ци­лиа­риз­ма и уси­ле­нию С. д. Со­зыв Все­лен­ско­го со­бо­ра стал рас­смат­ри­вать­ся как сред­ст­во вос­ста­нов­ле­ния цер­ков­но­го един­ст­ва. Эти идеи раз­де­ля­ли мн. влия­тель­ные цер­ков­ные дея­те­ли и бо­го­сло­вы (Ж. Жер­сон, Ни­ко­лай Ку­зан­ский и др.). Пер­вая по­доб­ная по­пыт­ка, пред­при­ня­тая на Пи­зан­ском со­бо­ре (1409), не име­ла ус­пе­ха и лишь усу­гу­би­ла кри­зис (пре­тен­ден­тов на пап­ский пре­стол ста­ло три вме­сто двух). На­стоя­щим три­ум­фом сто­рон­ни­ков С. д. стал Кон­станц­ский со­бор (1414–18), на ко­то­ром был из­бран (но­яб. 1417) па­па Рим­ский Мар­тин V, что по­ло­жи­ло ко­нец схиз­ме в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви. Кон­ци­лиа­ри­ст­ские идеи от­ра­зи­лись в де­кре­тах Кон­станц­ско­го со­бо­ра «Haec san­cta» (6.4.1415) и «Frequens» (окт. 1417). Со­глас­но по­след­не­му, пред­по­ла­га­лось про­ве­де­ние но­во­го со­бо­ра че­рез 5 лет, за­тем – че­рез 7 и да­лее ка­ж­дые 10 лет. В 1437 ра­ди­каль­ные сто­рон­ни­ки С. д. на Ба­зель­ском со­бо­ре всту­пи­ли в кон­фликт с па­пой Рим­ским Ев­ге­ни­ем IV, ко­то­рый в от­вет со­звал Фер­ра­ро-Фло­рен­тий­ский со­бор. Од­ним из по­след­них эпи­зо­дов С. д. ста­ла не­удач­ная по­пыт­ка час­ти кар­ди­на­лов, не­до­воль­ных по­ли­ти­кой па­пы Рим­ско­го Юлия II, со­звать про­тив не­го со­бор в Пи­зе (1511). Идеи кон­ци­лиа­риз­ма окон­ча­тель­но бы­ли от­верг­ну­ты по­сле при­ня­тия на Ва­ти­кан­ском I со­бо­ре дог­ма­та о не­по­гре­ши­мо­сти па­пы Рим­ско­го (1870). С. д. по­влия­ло на дви­же­ния за ав­то­но­мию ка­то­лич. церк­вей в ря­де ев­роп. стран (гал­ли­кан­ст­во во Фран­ции, феб­ро­ни­ан­ст­во в Гер­ма­нии).

Лит.: Black A. Council and commune: The counciliar movement and the fifteenth century heritage. L., 1979; Sieben H. J. Traktate und Theorien zum Konzil: vom Beginn des grossen Schismas bis zum Vorabend der Reformation (1378–1521). Fr./M., 1983.

Вернуться к началу