МАРСИ́ЛИЙ ПАДУА́НСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАРСИ́ЛИЙ ПАДУА́НСКИЙ (Marsilius Patavinus) (ок. 1275–1290, Падуя – ок. 1343, Мюнхен), ср.-век. политич. мыслитель. Из семьи нотария. Изучал философию, медицину и право в ун-тах Падуи, Орлеана, Парижа. Испытал сильное влияние античной этико-политич. мысли, особенно концепций Аристотеля. Проф. и ректор Парижского ун-та (1312–13). В борьбе папы Римского Иоанна XXII (1316–34) и короля Людовика IV Баварского принял сторону светской власти. Ок. 1324 в защиту короля написал, возможно вместе со своим другом аверроистом Иоанном Яндунским (Жаном де Жанденом), трактат «Защитник мира» («Defensor pacis»; 1522). В 1326, когда его авторство было раскрыто, бежал к королю. В 1327 вместе с Иоанном Яндунским М. П. был отлучён от Церкви и как еретик заочно приговорён к сожжению. В 1327–28 сопровождал Людовика в итал. походе, во время которого Людовик был коронован императором. Находясь при дворе, в 1341 написал трактат «О юрисдикции императора в матримониальных вопросах» («De jurisdictione imperatoris in causis matrimonialibus»), в 1342, отвечая на критич. замечания У. Оккама, – малую версию «Защитника» («Defensor minor»).
В своём гл. соч. «Защитник мира» М. П. объявил носителем высшей политич. власти народ (под ним он понимал не всё население страны, а «наиболее достойную его часть»). Наилучшей формой правления М. П. считал монархию, в которой государь избирается и может быть смещён, если превышает свои полномочия. Законодат. власть должна быть отделена от исполнительной и целиком принадлежать народу. Разграничивая цели государства и Церкви (цель государства – устроение «благой жизни» граждан, цель Церкви – забота о спасении душ людей), М. П. считал неприемлемым верховенство Римско-католич. церкви в решении светских, в т. ч. политич., вопросов. Церковь как часть государства должна подчиняться его законам. Признавая авторитет Церкви в религ. и нравственной сферах, М. П. отказывал ей в судебной и законодат. власти, в праве иметь собственность, взимать десятину; священнослужители должны самостоятельно добывать средства к существованию. Он полагал, что церковная иерархия является человеческим, а не божественным установлением, власть папы Римского необходима в интересах сохранения церковного единства, но не обоснована Священным Писанием. В обязанности папы должны входить председательство на церковных соборах и донесение их решений до всей Церкви; в компетенции же соборов должно находиться обсуждение лишь религ. вопросов, они могут налагать отлучение на государей и народы в качестве меры нравственного воздействия.
Мн. положения религ.-политич. доктрины М. П. были восприняты и развиты церковными реформаторами и социальными теоретиками 15–18 вв.