ВЬЕ́ННСКИЙ СОБО́Р
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЬЕ́ННСКИЙ СОБО́Р (окт. 1311 – май 1312), собор католич. церкви (в католич. традиции – 15-й Вселенский собор); был созван папой Римским Климентом V под давлением короля Франции Филиппа IV Красивого. Целью созыва собора (булла «Regnans in coelis», 12.8.1308) было рассмотрение обвинений против ордена тамплиеров, обсуждение вопроса о защите христианских святынь в Св. земле, путей церковной реформы и позиции Церкви в отношении францисканцев-спиритуалов. В работе собора участвовало ок. 300 прелатов (в т. ч. католич. патриархи Александрийский и Антиохийский). Заседания проходили в г. Вьен (историч. назв. Вьенн).
В отношении ордена тамплиеров в ходе работы собора было принято компромиссное решение, устраивавшее как папскую курию, так и франц. королевский двор, об упразднении ордена без обвинения и отмене его устава (это решение было утверждено буллой «Vox in excelso», обнародована 3.4.1312). Имущество ордена (кроме находившегося в Кастилии, Арагоне, на Майорке) было передано в вечное владение иоаннитам для защиты Св. земли. Во Франции надзор за имуществом тамплиеров передавался королю. Решения по делам отд. членов ордена должны были вынести либо сам папа Римский, либо провинц. соборы.
Кроме решения вопроса об ордене тамплиеров, В. с. был принят ряд догматич., дисциплинарных, адм. определений. Конституцией «Ad nostrum qui» (6.5.1312) был наложен запрет на существование и деятельность общин и братств бегинок и бегардов; собор выступил против взглядов францисканцев-спиритуалов, основывавшихся на учении Иоахима Флорского, относительно бедности церкви. В. с. принял решение о подтверждении легитимности отречения папы Римского Целестина V (июль – дек. 1294) и выборов Бонифация VIII, сняв с последнего все обвинения в ереси. Собором был принят проект Раймунда Луллия о создании при римской курии и крупнейших европ. ун-тах (Болонья, Париж, Оксфорд, Саламанка, Авиньон) особых «восточных кафедр», на которых бы изучались евр., араб., халдейский (сирийский) языки в целях подготовки миссионеров. В. с. был одобрен Праздник Тела Господня, введённый папой Римским Урбаном IV (1261–64). Особых решений по вопросам реформы Церкви В. с. принято не было. В качестве офиц. учения католич. церкви собором была принята концепция Фомы Аквинского о душе – не просто «двигателе» тела, но его субстанциальной форме (forma corporis per se et essentialiter). Собор поддержал идею нового крестового похода в Св. землю, однако позднее ни один из европ. государей своего обещания участия в походе или его поддержки не выполнил.