Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЬЕ́ННСКИЙ СОБО́Р

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 167-168

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ВЬЕ́ННСКИЙ СОБО́Р (окт. 1311 – май 1312), со­бор ка­то­лич. церк­ви (в ка­то­лич. тра­ди­ции – 15-й Все­лен­ский со­бор); был со­зван па­пой Рим­ским Кли­мен­том V под дав­ле­ни­ем ко­ро­ля Фран­ции Фи­лип­па IV Кра­си­во­го. Це­лью со­зы­ва со­бо­ра (бул­ла «Regnans in coelis», 12.8.1308) бы­ло рас­смот­ре­ние об­ви­не­ний про­тив ор­де­на там­плие­ров, об­суж­де­ние во­про­са о за­щи­те хри­сти­ан­ских свя­тынь в Св. зем­ле, пу­тей цер­ков­ной ре­фор­мы и по­зи­ции Церк­ви в от­но­ше­нии фран­ци­скан­цев-спи­ри­туа­лов. В ра­бо­те со­бо­ра уча­ст­во­ва­ло ок. 300 пре­ла­тов (в т. ч. ка­толич. пат­риар­хи Алек­сан­д­рий­ский и Ан­ти­охий­ский). За­се­да­ния про­хо­ди­ли в г. Вьен (историч. назв. Вьенн).

В от­но­ше­нии ор­де­на там­плие­ров в хо­де ра­бо­ты со­бо­ра бы­ло при­ня­то ком­промисс­ное ре­ше­ние, уст­раи­вав­шее как пап­скую ку­рию, так и франц. ко­ро­лев­ский двор, об уп­разд­не­нии ор­де­на без об­ви­не­ния и от­ме­не его ус­та­ва (это ре­ше­ние бы­ло ут­вер­жде­но бул­лой «Vox in excelso», об­на­ро­до­ва­на 3.4.1312). Иму­ще­ст­во ор­де­на (кро­ме на­хо­див­ше­го­ся в Кас­ти­лии, Ара­го­не, на Май­ор­ке) бы­ло пе­ре­да­но в веч­ное вла­де­ние ио­ан­ни­там для за­щи­ты Св. зем­ли. Во Фран­ции над­зор за иму­ще­ст­вом там­плие­ров пе­ре­да­вал­ся ко­ро­лю. Ре­ше­ния по де­лам отд. чле­нов ор­де­на долж­ны бы­ли вы­не­сти ли­бо сам па­па Рим­ский, ли­бо про­винц. со­бо­ры.

Кро­ме ре­ше­ния во­про­са об ор­де­не там­плие­ров, В. с. был при­нят ряд дог­ма­тич., дис­ци­п­ли­нар­ных, адм. оп­ре­де­ле­ний. Кон­сти­ту­ци­ей «Ad nostrum qui» (6.5.1312) был на­ло­жен за­прет на су­щест­во­ва­ние и дея­тель­ность об­щин и братств бе­ги­нок и бе­гар­дов; со­бор вы­сту­пил про­тив взгля­дов фран­ци­скан­цев-спи­ри­туа­лов, ос­но­вы­вав­ших­ся на уче­нии Ио­а­хи­ма Флор­ско­го, от­но­си­тель­но бед­но­сти церк­ви. В. с. при­нял ре­ше­ние о под­твер­жде­нии ле­ги­тим­но­сти от­ре­че­ния па­пы Рим­ско­го Це­ле­сти­на V (июль – дек. 1294) и вы­бо­ров Бо­ни­фа­ция VIII, сняв с по­след­не­го все об­ви­не­ния в ере­си. Со­бо­ром был при­нят про­ект Рай­мун­да Лул­лия о соз­да­нии при рим­ской ку­рии и круп­ней­ших ев­роп. ун-тах (Бо­ло­нья, Па­риж, Окс­форд, Са­ла­ман­ка, Авинь­он) осо­бых «вос­точ­ных ка­федр», на ко­то­рых бы изу­ча­лись евр., араб., хал­дей­ский (си­рий­ский) язы­ки в це­лях под­готов­ки мис­сио­не­ров. В. с. был одоб­рен Празд­ник Те­ла Гос­под­ня, вве­дён­ный па­пой Рим­ским Ур­ба­ном IV (1261–64). Осо­бых ре­ше­ний по во­про­сам ре­фор­мы Церк­ви В. с. при­ня­то не бы­ло. В ка­че­ст­ве офиц. уче­ния ка­то­лич. церк­ви со­бо­ром бы­ла при­ня­та кон­цеп­ция Фо­мы Ак­вин­ско­го о ду­ше – не про­сто «дви­га­те­ле» те­ла, но его суб­стан­ци­аль­ной фор­ме (forma corporis per se et essen­tia­li­ter). Со­бор под­дер­жал идею но­во­го кре­сто­во­го по­хо­да в Св. зем­лю, од­на­ко позд­нее ни один из ев­роп. го­су­да­рей сво­его обе­ща­ния уча­стия в по­хо­де или его под­держ­ки не вы­пол­нил. 

Лит.: Müller E. Das Konzil von Wienne, 1311–1312: Seine Quellen und seine Ge­schi­chte. Münster, 1933; Wetzel L. Le concile de Vienne (1311–1312) et l’abolition de l’Ordre du Temple. P., 1993.

Вернуться к началу