Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНЧ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 242

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Б. П. Голдовский
«Мистер Панч» (слева). ГАЦТК им. С. В. Образцова

ПАНЧ, «мис­тер Панч» (от англ. Punch – удар, пи­нок, сокр. от Punchinello, пер­во­на­чаль­но от ис­ка­жён­но­го итал. Pulci­nel­la – Пуль­чи­нел­ла), цен­траль­ный пер­со­наж англ. нар. те­ат­ра ку­кол. Прив­не­сён в Анг­лию бро­дя­чи­ми итал. ма­рио­не­точ­ни­ка­ми в 1662 (с 18 в. пер­ча­точ­ная кук­ла). В 17 в. П. – га­лант­ный, ве­сё­лый, хва­ст­ли­вый и не­мно­го рас­пу­щен­ный мо­ло­дой че­ло­век. Со вре­ме­нем его ха­рак­тер стал бо­лее бру­таль­ным, и во 2-й пол. 18 в. П. пре­вра­тил­ся в жес­то­ко­го гор­бато­го шу­та в ост­ро­ко­неч­ном кол­па­ке, с длин­ным крюч­ко­ва­тым но­сом и ог­ром­ным вы­даю­щим­ся под­бо­род­ком. Плут, гу­ля­ка и дра­чун, во­пло­ще­ние анар­хич. бун­та, П. не при­зна­ёт нравств. и со­ци­аль­ных ус­то­ев, ре­ли­гии и вла­сти. Пал­кой, по­доб­ной смер­то­нос­но­му ору­жию, из­би­ва­ет и уби­ва­ет всех, кто ему ме­ша­ет (в т. ч. Дья­во­ла). Стыч­ки П. с Судь­ёй, Кон­стеб­лем, Трак­тир­щи­ком, Док­то­ром, Па­ла­чом и др. соз­да­ли ему осо­бую по­пу­ляр­ность у мас­со­во­го зри­те­ля. Уп­рям­ст­во, «чёр­ный» юмор, при­сут­ст­вие ду­ха, твёр­дость и на­ход­чи­вость сде­ла­ли П. нац. ге­ро­ем, со­цио­куль­тур­ным фе­но­ме­ном. Пред­став­ле­ния П. обыч­но ра­зыг­ры­ва­ют­ся од­ним ку­коль­ни­ком (пан­чме­ном), час­то с уча­сти­ем дрес­си­ров. со­ба­ки То­би (раз­вле­ка­ет пуб­ли­ку и со­би­ра­ет день­ги). Осо­бый тембр го­ло­са П. дос­ти­га­ет­ся с по­мо­щью пи­щи­ка (ис­кусств. ре­зо­на­то­ра), пред­став­ляю­ще­го со­бой сплю­щен­ную и сло­жен­ную по­по­лам мо­не­ту, по­ме­щён­ную на зад­нюю часть язы­ка. Сю­жет ко­ме­дии о П. ме­нял­ся: сна­ча­ла П. по­яв­лял­ся в эпи­зо­дич. об­ра­зе шу­та в лю­бом ку­коль­ном спек­так­ле (напр., в тра­диц. англ. пред­став­ле­нии «Но­ев ков­чег» ли­хо от­пля­сы­вал с же­ной Джу­ди и се­то­вал на сы­рость во вре­мя по­то­па; в пред­став­ле­нии о по­бе­дах Г. Нель­со­на от­ка­зы­вал­ся от пред­ло­же­ний ад­ми­ра­ла сде­лать его ка­пи­та­ном, т. к. бо­ял­ся уто­нуть). Позд­нее в ва­ри­ан­тах сю­же­та – раз­дра­жён­ный П. вы­ки­ды­вал сво­его но­во­ро­ж­дён­но­го ре­бён­ка из ок­на, уби­вал свар­ли­вую же­ну и про­кру­чи­вал Кон­стеб­ля в мя­со­руб­ке; хлад­но­кров­но вы­слу­шав смерт­ный при­го­вор, бод­ро шёл на ви­се­ли­цу; из­бег­нув каз­ни, ве­шал Па­ла­ча и уби­вал Дья­во­ла. Ку­коль­ни­ков, за­кан­чи­вав­ших спек­такль смер­тью П., тол­па за­бра­сы­ва­ла гря­зью и кам­ня­ми. В 1841–1992 и 1996–2002 в Ве­ли­ко­бри­та­нии вы­хо­дил ил­лю­ст­ри­ров. еже­не­дель­ный ж. «Punch», с ко­то­рым со­труд­ни­ча­ла груп­па «Брат­ст­во П.» (в т. ч. У. Тек­ке­рей, Ч. Дик­кенс, А. А. Милн, Дж. К. Дже­ром). Об­раз П. при­сут­ст­ву­ет в про­из­ве­де­ни­ях Дж. Свиф­та, Г. Фил­дин­га, Р. Ше­ри­да­на, Б. Шоу и др. Сре­ди англ. пан­ч­ме­нов: М. По­уэлл (соз­дал в 1711 в райо­не Лон­до­на Ковент-Гар­ден Те­атр Пан­ча), Г. Эд­вардс (псевд. Крэ­керс), С. де Хем­п­си, Дж. Стилл, К. Фре­де­рикс.

Лит.: Во­до­во­зо­ва Е. Н. Жизнь ев­ро­пей­ских на­ро­дов. 4-е изд. СПб., 1899. Т. 2; Jurko­w­ski H. Dzieje teatru lalek: Od wielkiej reformy do współczesności. Warsz., 1984; Speaight G. The history of the English puppet theatre. 2nd ed. L., 1990.

Вернуться к началу