ДМИ́ТРИЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДМИ́ТРИЕВ Иван Иванович [10(21).9.1760, с. Богородское Сызранского у. Казанской губ., ныне с. Троицкое Сызранского р-на Самарской обл. – 3(15).10.1837, Москва], рус. поэт, гос. деятель, д. тайн. сов. (1819). Д. чл. Рос. академии (1797). Дядя М. А. Дмитриева. Дворянин. В 1767–70 учился в частных пансионах Казани и Симбирска. Окончил Благородный пансион при Моск. ун-те (1783). В 1774–96 на службе в л.-гв. Семёновском полку. В 1797–99 2-й товарищ министра уделов. Обер-прокурор 3-го деп-та Сената (1798–99). Мин. юстиции (1810–14). Чл. Гос. совета (1810). По его распоряжению были учреждены Комиссия для рассмотрения переводов Уложения груз. царя Вахтанга VI Законодателя и Комиссия финляндских дел, а также приняты меры к ускорению делопроизводства и устранению злоупотреблений при чинопроизводстве. Чл. Особого комитета для выработки постановления о введении экзаменов при производстве в чины (1812–1813). Пред. «Комиссии для рассмотрения просьб, подаваемых на высочайшее имя от жителей, разорённых неприятелем» (1816–19).
Печатался с 1777, однако приобрёл известность благодаря публикациям в «Московском журнале» (1791–92) Н. М. Карамзина, чьим верным соратником неизменно являлся впоследствии. Подобно Карамзину, ориентируясь на вкусы и речевой этикет образованного общества, Д. внёс в свои стихи интонации непринуждённой светской беседы. В баснях, где Д. ушёл от свойственных прежде этому жанру морализаторства и простонародной грубости слога, как и в его «сказках» («Модная жена», 1792, и др.), на первом плане – сам рассказчик, ироничный и уклончивый (эти черты отразились в «лукавой» манере И. А. Крылова, начавшего писать басни в состязании с Д.). В сатире «Чужой толк» (1794), высмеивая своих лит. антагонистов – авторов торжеств. од, Д., «хитрый лирик» (А. С. Пушкин), также сохраняет внешнее добродушие. В собств. одах («Ермак», 1795; «Освобождение Москвы», 1797, и др.) Д. избегает «громкости» и придерживается среднего слога и умеренной эмоции: их «приличнее назвать лирическими поэмами, нежели одами» (П. А. Вяземский). Современники ценили Д. за лёгкость и изящество стиля, за умение остроумно и «приятно» выражать «обыкновенные мысли». В нём видели «классика» с безукоризненным вкусом; экзальтированная чувствительность ему не была свойственна. О мироощущении эпохи сентиментализма в творчестве Д. напоминают лишь песни, ставшие модными романсами («Стонет сизый голубочек…», «Ах! когда б я прежде знала…», «Видел славный я дворец…» и др.). Творч. путь Д., по сути, завершился в 1803–05 изданием 3 томов «Сочинений и переводов» (переиздано в 1810, 1814, 1818; с сокр. и предисл. П. А. Вяземского – в 1823), но вплоть до 1820-х гг. он ещё играл большую роль в лит. жизни как признанный мэтр, направляющий из-за кулис ход лит. полемик. В 1825 Д. закончил мемуары («Взгляд на мою жизнь», опубл. в 1866), отличающиеся эмоциональной сдержанностью и фактич. точностью.
Награждён орденами Св. Александра Невского (1810), Св. Владимира 1-й степени (1819) и др.