Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВВЕДЕ́НСКОЕ

Авторы: И. Е. Путятин
Введенское. Вид главного дома.
«Из окна старого дома. Введенское». Картина М. В. Якунчиковой. 1897. Третьяковская галерея (Москва).

ВВЕДЕ́НСКОЕ, усадь­ба близ Зве­ни­го­ро­да, в Один­цов­ском р-не Мо­с­ков­ской обл. По письм. ис­точ­ни­кам, В. из­вест­но с 1504 как двор­цо­вое се­ло. По­сле 1612 оно бы­ло по­жа­ло­ва­но кн. Д. М. По­жар­ско­му «за Мо­с­ков­ское осад­ное си­де­ние». В 17 в. при­над­ле­жа­ло И. А. Ми­ло­слав­ско­му, Ели­за­ро­вым, с 1670-х гг. – Го­лови­ным. Во 2-й пол. 17 в. но­си­ло назв. Пер­ши­но. В 1744 пе­ре­шло к С. В. По­здее­ву, в 1769 – к кн. Н. М. Го­ли­цы­ну. Позд­нее ото­шло в каз­ну, имп. Па­вел I по­да­рил его сво­ей фа­во­рит­ке А. П. Ло­пу­хи­ной. Уса­деб­ный ан­самбль В. соз­дан на ру­бе­же 18–19 вв. по за­ка­зу её отца – свет­лей­ше­го кн. П. В. Ло­пухи­на (про­ект арх. Н. А. Льво­ва). Рас­по­ло­жен на вы­со­ком, кру­том бе­ре­гу, у впа­де­ния р. На­хаб­на в Мо­ск­ву-ре­ку. В ар­хи­тек­ту­ре до­ма про­яви­лись чер­ты пал­ла­ди­ан­ско­го на­прав­ле­ния рус. клас­си­циз­ма. Сев. фа­сад ук­ра­шен 6-ко­лон­ным ко­ринф­ским пор­ти­ком с лод­жи­ей, в цен­тре юж­но­го (гл.) фа­са­да рас­по­ло­же­на ко­лон­на­да, об­рам­ляю­щая оваль­ный вес­ти­бюль. Дом пер­во­на­чаль­но был вы­стро­ен из де­ре­ва на ка­мен­ном фун­да­мен­те, в 1912 ра­зо­бран и вос­ста­нов­лен в кир­пиче с со­хра­не­ни­ем об­ще­го об­ли­ка. Колонна­ды, по­на­ча­лу от­кры­тые (поз­же за­стек­лён­ные, в 1928 над­стро­ен­ные вто­рым эта­жом), со­еди­ня­ли дом с 2 фли­ге­ля­ми, об­рам­ляю­щи­ми па­рад­ный двор. Уса­деб­ная ц. Пре­об­ра­же­ния (ос­вя­ще­на в 1812) на­по­ми­на­ет ком­по­зи­цию кон­стан­ти­но­поль­ско­го Свя­той Со­фии хра­ма (низ­кий ку­пол, сим­мет­рич­ные по­лу­круг­лые ал­тарь и при­твор, од­но­ярус­ный ико­ностас-ко­лон­на­да). От­дель­но сто­яв­шая ко­ло­коль­ня, ок­ру­жён­ная до­риче­ской ко­лон­на­дой и увен­чан­ная не­обыч­но круп­ным ко­ническим шпи­лем, в 1907 бы­ла со­еди­не­на с цер­ко­вью пе­ре­хо­дом. Уса­деб­ный парк рас­пла­ни­ро­ван в пей­заж­ном сти­ле, де­ре­вья бы­ли вы­са­же­ны кру­га­ми, так что их кро­ны об­ра­зо­ва­ли «бу­ке­ты». Со­хра­ни­лись так­же клас­си­ци­сти­ческий кон­ный двор и ка­рет­ный са­рай.

В 19 в. В. сме­ни­ло не­сколь­ких вла­дель­цев, c сер. 1860-х гг. усадь­ба при­над­ле­жа­ла фаб­ри­кан­ту В. И. Якун­чи­ко­ву (см. в ст. Якун­чи­ко­вы). Здесь жи­ла и ра­бо­та­ла его дочь М. В. Якун­чи­ко­ва, за­пе­чат­лев­шая в сво­их работах ок­ре­ст­нос­ти В. В усадь­бе бы­ва­ли П. И. Чай­ков­ский, И. И. Ле­ви­тан, А. П. Че­хов. С 1884 В. вла­дел гр. С. Д. Ше­ре­ме­тев, ко­то­рый от­дал его в при­да­ное до­че­ри Ма­рии (в за­му­же­ст­ве гр. Гу­до­вич). Ле­том 1904 в В. жил В. Э. Бо­ри­сов-Му­са­тов. Об­раз­ами усадь­бы и пар­ка вдох­нов­ле­ны его кар­ти­на «От­блеск за­ка­та» (Ни­же­го­род­ский ху­дож. му­зей) и эс­киз не­осу­ще­ст­в­лён­ной рос­пи­си «Сон бо­же­ст­ва» для особ­ня­ка Де­ро­жин­ской в Мо­ск­ве (ГТГ). В 1920–24 в В. дей­ст­во­вал му­зей. Ны­не тер­ри­то­рию В. за­ни­ма­ет са­на­то­рий «Зве­ни­го­род».

Лит.: Ше­ре­ме­тев СД. Вве­ден­ское. М., 1900; Лу­ком­ский Г. Вве­ден­ское // Сто­ли­ца и усадь­ба. 1916. № 59; Ауро­ва Н. Н. «Из ок­на ста­ро­го до­ма...» // Мир рус­ской усадь­бы. М., 1995; Чиж­ков А. Б. Под­мос­ков­ные усадь­бы се­го­дня. М., 2000; Ни­зов­ский А. Ю. Са­мые зна­ме­ни­тые усадь­бы Рос­сии. М., 2001; Глуш­ко­ва В. Г. Под­мос­ко­вье. М., 2005.

Вернуться к началу