ЛО́НГИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛО́НГИ (Longhi; наст. фам. Фалька, Falca), итал. живописцы и графики, отец и сын.
Пьетро (15.11.1701, Венеция – 8.5.1785, там же), учился в Венеции у отца, серебряных дел мастера А. Фальки, затем у А. Балестры. В 1720–30-х гг. писал преим. алтарные образы в традициях позднего барокко («Св. Пеллегрино, ведомый на казнь», ок. 1729, ц. Сан-Пеллегрино, Бергамо; «Поклонение волхвов», 1733, Скуола-Гранде-ди-Сан-Джованни-Эванджелиста, Венеция). Не снискав успеха своей единственной монументальной работой (фреска «Падение гигантов» в Ка-Сагредо в Венеции, 1734), П. Лонги с сер. 1730-х гг. под влиянием Дж. М. Креспи начал писать сцены из нар. жизни («Прачка», Гор. музей, Бассано, и др.; многочисл. рисунки), выявляющие его интерес к правдивой передаче характерного. В сер. 1740-х гг. обратился к сюжетам из жизни совр. венецианского общества («Маленький концерт», 1741, Галерея Академии, Венеция; «Визит», 1746, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Обморок», ок. 1744, Нац. галерея иск-ва, Вашингтон; «Урок танцев», 1757, Галерея Академии, Венеция, и др.). В этих картинах красочная палитра становится более светлой; герои напоминают персонажей «комедии нравов» К. Гольдони (ценившего работы художника). П. Лонги проницательно умел подметить смешное, но делал это без морализаторства, с лёгкой иронией («Носорог», ок. 1751; «Гадалка», ок. 1752; обе – Музей итал. сеттеченто, Венеция; «Новый мир», 1756, галерея Куэрини-Стампалия, Венеция; «Ридотто», 1740-е гг., галерея Академии Каррара, Бергамо). Работы П. Лонги высоко ценились коллекционерами и любителями искусств, профессионалы же считали его иск-во «низким жанром», чем и объясняется позднее присвоение художнику титула поч. чл. венецианской АХ (1766). В произведениях сер. 1750-х – 1760-х гг. («Прогулка верхом», ок. 1755, Музей итал. сеттеченто; «Охота на уток в Лагуне», ок. 1760, галерея Куэрини-Стампалия, и др.) доминируют свет и воздух, смягчающие очертания пейзажа и придающие изящную лёгкость фигуркам персонажей.
П. Лонги писал и портреты венецианской знати, в т. ч. парные и групповые, строя их по схеме барочного парадного портрета («Молодая дама в треуголке», 1750-е гг., «Молодой человек с астролябией», 1760-е гг., частное собр., Милан; Ф. Гварди, 1764, Музей итал. сеттеченто, и др.). Их отличают изысканное и декоративное разнообразие цвета, рокайльная грация поз и костюмов.
Алессандро (1733, Венеция – ноябрь 1813, там же), сформировался под влиянием отца; учился у Дж. Ногари, испытал воздействие творчества Б. Наццари. Разносторонне одарённый, он был также автором жизнеописаний венецианских художников («Compendio delle vite de’pittori veneziani istorici…», 1762), для издания которых награвировал 33 портрета. Подобно отцу, писал семейные портреты в интерьере («Семейство прокуратора Пизани», ок. 1758, Галерея Академии, Венеция). Герои его парадных портретов (групповой портрет сенаторов А. Ренье, П. Вальмарана и В. Дона, ок. 1759–1760, Дворец дожей, Венеция; дож А. Мочениго, 1767, Музей Коррер, Венеция, и др.) изображены на фоне величественных построек или мор. пейзажа, символизирующих политич. и экономич. мощь республики. К лучшим работам А. Лонги относятся портреты деятелей венецианского Просвещения, полные внутр. творч. энергии: «Портрет музыканта» (собрание Лихтенштейн, Вадуц), который принято считать изображением композитора Д. Чимарозы; К. Гольдони (ок. 1757, Дом Гольдони и Галерея Академии, Венеция), просветителя фра Карло Лодоли (ок. 1770, Галерея Академии, Венеция), автопортрет в интерьере мастерской (кон. 1770-х гг., собрание Росси, Венеция). Удостоен звания поч. чл. венецианской АХ (1759).