Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОМБА́РДСКАЯ ШКО́ЛА

Авторы: М. Н. Соколов
Ломбардская школа. Церковь Сант-Амброджо в Милане. Основное строительство 11–12 вв.

ЛОМБА́РДСКАЯ ШКО́ЛА, ху­дож. шко­ла в Сев. Ита­лии. В ар­хи­тек­ту­ре сло­жи­лась на про­тя­же­нии 8–10 вв., сыг­ра­ла ре­шаю­щую роль в фор­ми­ро­ва­нии пер­во­го ро­ман­ско­го сти­ля в Ита­лии. Об­раз­цом цер­ков­ной ар­хи­тек­ту­ры Лом­бар­дии ста­ла 3-не­фная ба­зи­ли­ка со сла­бо вы­ра­жен­ным тран­сеп­том, крип­той и от­дель­но стоя­щей ко­ло­коль­ней, с на­руж­ным де­ко­ром в ви­де ло­па­ток, ар­ка­тур­ных фри­зов и ар­кад­ных га­ле­рей (церк­ви Сант-Ам­брод­жо в Ми­ла­не, осн. строи­тель­ст­во – 11–12 вв.; Сан-Ми­ке­ле в Па­вии, 12 в.). Ро­ман­ская скульп­ту­ра Л. ш., раз­ви­ваю­щая­ся в тес­ном взаи­мо­дей­ст­вии с ар­хи­тек­ту­рой, от­ли­ча­ет­ся осо­бой жиз­нен­ной кон­крет­но­стью (твор­че­ст­во мас­те­ров Ви­лид­жель­мо, Б. Ан­те­ла­ми и др.). На лом­бард­ской поч­ве го­ти­ка по­лу­ча­ет под­чёрк­ну­то ста­тич­ную ин­тер­пре­та­цию, при­об­ре­тая де­ко­ра­тив­ный ха­рак­тер (мон. Чер­то­за близ Па­вии, с 1396; Ми­лан­ский со­бор, на­чат в 1385). По­строй­ки Л. ш. эпо­хи Воз­рожде­ния (ар­хи­тек­то­ры Фи­ла­ре­те, П. А. Со­ла­ри, Дж. А. Ама­део) от­ли­ча­ют­ся оби­ли­ем де­ко­ра­тив­ных вста­вок, под­чёр­ки­ваю­щих гладь сте­ны. В твор­че­ст­ве Д. Бра­ман­те по­лу­ча­ют раз­ви­тие но­ва­тор­ские по по­строе­нию внутр. про­стран­ст­ва ар­хит. ком­по­зи­ции.

Жи­во­пись Л. ш. тре­чен­то и ран­не­го кват­ро­чен­то вне­сла су­ще­ст­вен­ный вклад в раз­ви­тие ин­тер­на­цио­наль­ной го­ти­ки (ми­ниа­тю­ры и ри­сун­ки Дж. де Грас­си, Ми­ке­ли­но да Без­оц­цо), обо­га­тив её на­блю­де­ния­ми за по­все­днев­ной жиз­нью, ми­ром жи­вот­ных и рас­те­ний. На­ту­ра­ли­стич­ность ста­но­вит­ся од­ной из оп­ре­де­ляю­щих черт Л. ш., ко­то­рая в сер. 15 в. на­хо­ди­лась под влия­ни­ем Пи­за­нел­ло, а во 2-й пол. сто­ле­тия – фло­рен­тий­ской шко­лы и твор­че­ст­ва А. Ман­те­ньи. В про­из­ве­де­ни­ях лом­бард­ских мас­те­ров это­го вре­ме­ни пре­об­ла­да­ют яс­ность ком­по­зи­ции, смяг­чён­ность ко­ло­ри­та, по­вы­шен­ный ин­те­рес к све­то­те­не­вой мо­дели­ров­ке (В. Фоп­па, Иль Бер­гонь­о­не, Бра­ман­ти­но, Д. Бра­ман­те). Эти чер­ты уси­ли­ва­ют­ся в эпо­ху Вы­со­ко­го Воз­ро­жде­ния, ко­гда ос­но­во­по­ла­гаю­щим бы­ло влия­ние Ле­о­нар­до да Вин­чи и его шко­лы (Дж. А. Больт­раф­фио, Б. Луи­ни, Ам­брод­жо де Пре­дис, Ф. Мель­ци и др.). Во 2-й пол. 16 в. из Л. ш. вы­де­ли­лась са­мо­сто­ят. бре­ши­ан­ская шко­ла, в иск-ве ко­то­рой со­еди­ни­лись чер­ты Л. ш. и ве­не­ци­ан­ской шко­лы. На про­тя­же­нии 16 в. и в эпо­ху ба­рок­ко внутр. един­ст­во Л. ш. ут­ра­чи­ва­ет­ся.

Лит.: L’arte lombarda: Annual. Mil., 1955–; Toesca P. La pittura e la miniatura nella Lom­bardia... Mil., 1982.

Вернуться к началу