ЛОМБА́РДСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОМБА́РДСКАЯ ШКО́ЛА, худож. школа в Сев. Италии. В архитектуре сложилась на протяжении 8–10 вв., сыграла решающую роль в формировании первого романского стиля в Италии. Образцом церковной архитектуры Ломбардии стала 3-нефная базилика со слабо выраженным трансептом, криптой и отдельно стоящей колокольней, с наружным декором в виде лопаток, аркатурных фризов и аркадных галерей (церкви Сант-Амброджо в Милане, осн. строительство – 11–12 вв.; Сан-Микеле в Павии, 12 в.). Романская скульптура Л. ш., развивающаяся в тесном взаимодействии с архитектурой, отличается особой жизненной конкретностью (творчество мастеров Вилиджельмо, Б. Антелами и др.). На ломбардской почве готика получает подчёркнуто статичную интерпретацию, приобретая декоративный характер (мон. Чертоза близ Павии, с 1396; Миланский собор, начат в 1385). Постройки Л. ш. эпохи Возрождения (архитекторы Филарете, П. А. Солари, Дж. А. Амадео) отличаются обилием декоративных вставок, подчёркивающих гладь стены. В творчестве Д. Браманте получают развитие новаторские по построению внутр. пространства архит. композиции.
Живопись Л. ш. треченто и раннего кватроченто внесла существенный вклад в развитие интернациональной готики (миниатюры и рисунки Дж. де Грасси, Микелино да Безоццо), обогатив её наблюдениями за повседневной жизнью, миром животных и растений. Натуралистичность становится одной из определяющих черт Л. ш., которая в сер. 15 в. находилась под влиянием Пизанелло, а во 2-й пол. столетия – флорентийской школы и творчества А. Мантеньи. В произведениях ломбардских мастеров этого времени преобладают ясность композиции, смягчённость колорита, повышенный интерес к светотеневой моделировке (В. Фоппа, Иль Бергоньоне, Брамантино, Д. Браманте). Эти черты усиливаются в эпоху Высокого Возрождения, когда основополагающим было влияние Леонардо да Винчи и его школы (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Амброджо де Предис, Ф. Мельци и др.). Во 2-й пол. 16 в. из Л. ш. выделилась самостоят. брешианская школа, в иск-ве которой соединились черты Л. ш. и венецианской школы. На протяжении 16 в. и в эпоху барокко внутр. единство Л. ш. утрачивается.