Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́СТЕР ИСАА́КА

Мастер Исаака. Фрагмент сцены «Исав перед Исааком» в Верхней церкви базилики Святого Франциска в Ассизи. Ок. 1290.

МА́СТЕР ИСАА́КА, ус­лов­ное име­но­ва­ние итал. жи­во­пис­ца, ра­бо­тав­ше­го ок. 1290 в Верх­ней ц. ба­зи­ли­ки Св. Фран­ци­ска в Ас­си­зи. В сред­нем ре­ги­ст­ре сев. сте­ны в 3-м про­лё­те от сре­док­ре­стия им на­пи­са­ны сце­ны «Иса­ак бла­го­слов­ля­ет Иа­ко­ва» и «Исав пе­ред Исаа­ком». М. И. так­же при­пи­сы­ва­ют­ся сце­ны «От­цы Цер­кви» на од­ном из сво­дов и «Ио­сиф в ко­лод­це», «Ио­сиф пе­ред брать­я­ми», «Со­ше­ст­вие Св. Ду­ха на апо­сто­лов» в сред­нем ре­ги­ст­ре стен. Ико­но­гра­фия отд. фи­гур и стиль этих фре­сок ука­зы­ва­ют на рим. про­ис­хо­ж­де­ние ху­дож­ни­ка и его зна­ком­ст­во с твор­че­ст­вом П. Ка­вал­ли­ни. Но­вы­ми для итал. жи­во­пи­си то­го вре­ме­ни яв­ля­ют­ся: раз­ме­ще­ние сцен внут­ри ар­хит. кон­ст­рук­ций, про­стран­ственный ха­рак­тер ко­то­рых под­чёр­ки­ва­ет­ся пер­спек­тив­ны­ми со­кра­ще­ния­ми по­тол­ка, стен, две­рей и пред­ме­тов ме­бе­ли; вос­соз­да­ние эмо­цио­наль­но­го со­стоя­ния ка­ж­до­го из пред­став­лен­ных пер­со­на­жей, пе­ре­да­ча их взаи­мо­дей­ст­вия по­сред­ст­вом жес­тов и рит­ма, свя­зы­ваю­ще­го фи­гу­ры друг с дру­гом и с фо­ном; так­же ис­поль­зо­ва­ние но­вой жи­во­пис­ной тех­ни­ки, т. н. под­лин­ной фре­ски (buon fresco – ра­бо­та по сы­рой шту­ка­тур­ке, на­кла­ды­вае­мой лишь на не­боль­шой уча­сток, ко­то­рый мож­но бы­ло рас­пи­сать за один день), по­зво­ляв­шей пе­рей­ти от гра­фи­че­ских по пре­иму­ще­ст­ву спо­со­бов ра­бо­ты с цве­том к сис­те­ме жи­во­пис­ных ню­ан­сов. М. И., ко­то­ро­го ряд ис­сле­до­ва­те­лей ото­жде­ст­в­ля­ют с Джот­то, сле­ду­ет ско­рее рас­смат­ри­вать в чис­ле пред­ше­ст­вен­ни­ков по­след­не­го и как од­но­го из круп­ней­ших жи­во­пис­цев итал. Про­то­ре­нес­сан­са, от­кры­ваю­щих со­бой зо­ло­той век итал. фре­ско­вой жи­во­пи­си.

Лит.: Oertel R. Die Frühzeit der italienischen Malerei. В. u. a., 1966; Meiss M. The great age of fresco: discoveries, recoveries and sur­vi­vals. L., 1970; Belting H. Die Oberkirche von San Francesco in Assisi: ihre Dekoration als Aufgabe und die Genese einer neuen Wand­ma­le­rei. B., 1977; Stubblebine J. H. Assisi and the rise of vernacular art. N. Y.; L., 1985; White J. The birth and rebirth of pictorial space. 3rd ed. L., 1987; Пеш­ке И. Мо­ну­мен­таль­ная жи­во­пись эпо­хи Джот­то в Ита­лии. 1280–1400. М., 2003.

Вернуться к началу