Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́РТИН ТУ́РСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 223

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. С. Филиппов

МА́РТИН ТУ́РСКИЙ (лат. Martinus Tu­ro­nen­sis, франц. Martin de Tours) (ок. 316, по др. вер­сии, ок. 336, Са­ва­рия, пров. Пан­но­ния, ны­не Сом­бат­хей, Венг­рия – 8.11.397, Канд близ Ту­ра; по­хо­ро­нен в Ту­ре), цер­ков­ный дея­тель, епи­скоп Тур­cкий, хри­сти­ан­ский свя­той.

«Святой Мартин делит свой плащ с нищим». Художник Симоне Мартини. Ок. 1317. Капелла Святого Мартина Турского в Нижней церкви базилики Святого Франциска Ассизского в Ассизи.

Гл. ис­точ­ни­ком све­де­ний о М. Т. яв­ля­ют­ся со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и агио­гра­фа Суль­пи­ция Се­ве­ра (ок. 363 – ок. 420), знав­ше­го его лич­но. М. Т. ро­дил­ся в се­мье три­бу­на рим. ар­мии, языч­ни­ка. Вы­рос в г. Ти­цин (ны­не Па­вия, Ита­лия), где во­пре­ки во­ле ро­ди­те­лей стал по­се­щать хри­сти­ан­ский храм и стал ог­ла­шен­ным. С 15 лет слу­жил в рим. ар­мии в Гал­лии. В воз­рас­те 18 лет при­нял кре­ще­ние (со­глас­но тра­диц. вер­сии, под влия­ни­ем ви­де­ния Хри­ста в об­ра­зе ни­ще­го, ко­то­ро­му он от­дал по­ло­ви­ну сво­его пла­ща). В 336 (по др. вер­сии, в 356) ос­та­вил во­ен. служ­бу и стал уче­ни­ком Ила­рия Пик­та­вий­ско­го, гл. оп­по­нен­та ари­ан­ст­ва в Гал­лии. По­сле ссыл­ки Ила­рия в Ма­лую Азию М. Т. от­пра­вил­ся в Ми­лан, но из-за го­не­ний со сто­ро­ны ари­ан­ско­го епи­ско­па Ми­ла­на со­слан на о. Изо­ла-д’Альбенга в Тир­рен­ском м., где до 361 жил от­шель­ни­ком. С вос­ста­нов­ле­ни­ем Ила­рия на Пик­та­вий­ской ка­фед­ре (ны­не Пу­а­тье, Фран­ция) М. Т. вер­нул­ся в Пик­та­вию и про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ст­во в Зап. Гал­лии. Не­да­ле­ко от Пик­та­вии, в Ли­гу­же, ос­но­вал мо­на­стырь – один из пер­вых мо­на­сты­рей в зап. час­ти Рим. им­пе­рии. Ок. 371 из­бран епи­ско­пом Ту­ра. Вско­ре по­сле это­го ос­но­вал близ Ту­ра, на про­ти­во­по­лож­ном бе­ре­гу р. Луа­ра, мон. Мар­му­тье (лат. Ma­ius monasterium), на­сель­ни­ки ко­то­ро­го жи­ли в пе­ще­рах, ве­ли ас­ке­тич. об­раз жиз­ни. Как епи­скоп М. Т. ак­тив­но бо­рол­ся с язы­че­ст­вом, спо­соб­ст­во­вал стро­итель­ст­ву хри­сти­ан­ских хра­мов в сель­ской ме­ст­но­сти. Вы­сту­пая про­тив вме­ша­тель­ст­ва свет­ской вла­сти во внут­ри­цер­ков­ные де­ла, хо­да­тай­ст­во­вал пе­ред имп. Мак­си­мом (383–388) о по­ми­ло­ва­нии для сво­его оп­по­нен­та – исп. свя­щен­ни­ка При­сци­лиа­на, про­по­ве­до­вав­ше­го гно­стич. уче­ние.

Цер­ков­ное по­чи­та­ние М. Т. воз­ник­ло вско­ре по­сле его смер­ти и уже в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье рас­про­стра­ни­лось по всей Зап. Ев­ро­пе, осо­бен­но во Фран­ции (че­му спо­соб­ст­во­ва­ли, в ча­ст­но­сти, со­чи­не­ния Гри­го­рия Тур­ско­го). Гроб­ни­ца М. Т. в Ту­ре яв­ля­лась, на­ря­ду с Ри­мом и Сантъ­я­го-де-Ком­по­сте­ла, од­ним из трёх гл. цен­тров па­лом­ни­че­ст­ва в зап. хри­сти­ан­ст­ве. М. Т. по­чи­тал­ся как пра­вед­ник и чу­до­тво­рец, за­щит­ник вои­нов и бед­ных, как один из свя­тых по­кро­ви­те­лей Фран­ции. День па­мя­ти по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 11 но­яб., по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 12(25) ок­тяб­ря.

Лит.: Saint Martin et son temps // Mémorial du XVI centenaire des débuts du monachisme en Gaule, 361–1961. Romae, 1961; Sulpice Sé­vère. Vie de Saint Martin / Introd., texte et trad. par J. Fontaine. P., 1967–1969. Vol. 1–3; Pietri L. La ville de Tours du IV au VI siècle. Naissance d’une cité chrétienne. Rome, 1983; Stancliffe C. Saint Martin and his hagio­gra­pher: history and miracle in Sulpitcius Severus. Oxf., 1983; Griffiths Q. The Capetian kings and Saint Martin of Tours // Studies in Me­dieval and Renaissance history. N. Y., 1987. Vol. 9; Lelong Ch. Vie et culte de Saint Mar­tin. Chambray, 1990; Farmer S. Communities of St. Martin legend and ritual in medieval Tours. Ithaca, 1991; Суль­пи­ций Се­вер. Со­чи­не­ния / Пер. А. И. Дон­чен­ко. М., 1999; Guil­lot O. Saint Martin de Tours: apôtre des pauv­res, 336–397. P., 2008.

Вернуться к началу