Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧИМАБУ́Э

ЧИМАБУ́Э (Cimabue) (наст. имя Чен­ни ди Пе­по, Cenni di Pepo) (ок. 1240 – ок. 1302), итал. жи­во­пи­сец. Пред­ста­ви­тель фло­рен­тий­ской шко­лы, один из са­мых зна­чит. мас­те­ров Про­то­ре­нес­сан­са. Ис­пы­тал влия­ния Н. и Дж. Пи­за­но, Коп­по ди Мар­ко­валь­до.

Ра­бо­тал в Ас­си­зи, Пи­зе, Ри­ме и Фло­рен­ции. По Дж. Ва­за­ри, имен­но с Ч. на­чи­на­ет­ся воз­ро­ж­де­ние жи­во­пи­си в Ита­лии, её ос­во­бо­ж­де­ние от влия­ния ви­зант. тра­ди­ции. В дей­ст­ви­тель­но­сти твор­че­ст­во Ч. в осн. оп­ре­де­ле­но этой тра­ди­ци­ей, хо­тя его и от­ли­ча­ет ряд нов­шеств.

Ч. – один из круп­ней­ших но­ва­то­ров мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си ду­чен­то: раз­ра­бо­тан­ная им в цик­ле фре­сок в тран­сеп­те и хо­ре Верх­ней церк­ви Сан-Фран­че­ско в Ас­си­зи (ок. 1288–1292, в пло­хой со­хран­но­сти) сис­те­ма струк­ту­ри­ро­ва­ния по­верх­но­сти сте­ны и объ­е­ди­не­ния жи­во­пис­ных сцен с по­мо­щью ор­на­мен­таль­ных бор­дю­ров, ил­лю­зор­ных ар­хит. эле­мен­тов ста­ла ос­но­вой для по­сле­дую­щих рос­пи­сей в этой церк­ви (см. в стать­ях Джот­то, Мас­тер ле­ген­ды Свя­то­го Фран­ци­ска). Фре­ска «Ма­дон­на с че­тырь­мя ан­ге­ла­ми и свя­тым Фран­ци­ском» в Ниж­ней церк­ви (ли­ки не­од­но­крат­но пе­ре­пи­сы­ва­лись) де­мон­ст­ри­ру­ет, как Ч. обо­га­ща­ет ви­зант. об­раз­цы све­то­те­не­вой мо­де­ли­ров­кой форм, при­даю­щей фи­гу­рам ма­те­ри­аль­ную ося­за­тель­ность, стрем­ле­ни­ем к пе­ре­да­че про­стран­ст­вен­ной глу­би­ны, ис­поль­зо­ва­ни­ем на­тур­ных на­блю­де­ний, ко­то­рые де­ла­ют жес­ты и ми­ми­ку пер­со­на­жей бо­лее ес­те­ст­вен­ны­ми.

Чимабуэ. «Маэста». Ок. 1280. Лувр (Париж).

Опи­ра­ясь на дос­ти­же­ния мас­те­ров пи­за­но-лук­кан­ской шко­лы жи­во­пи­си на дос­ках (Джун­та Пи­за­но и др.), Ч. раз­вил гл. ти­пы жи­во­пи­си на дос­ках: мо­ну­мен­таль­ные Рас­пя­тия (1268–71, ц. Сан-До­ме­ни­ко, Арец­цо; ок. 1285, ц. Сан­та-Кро­че, Фло­рен­ция), «Маэ­ста» (ок. 1280, Лувр, Па­риж; ок. 1280 – 1290, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция), до­би­ва­ясь мо­ну­мен­таль­но­сти и дра­ма­тиз­ма об­ра­зов. Ч. соз­дал пер­вый из­вест­ный по­лип­тих с пре­дел­лой (не сохр.). С име­нем Ч. до­ку­мен­ты свя­зы­ва­ют ис­пол­не­ние фи­гу­ры св. Ио­ан­на Еван­ге­ли­ста в мо­заи­ке кон­хи ап­си­ды Пи­зан­ско­го со­бо­ра (1301–02).

Лит.: Battisti E. Cimabue. Mil., 1963; Bosko­vits M. Cimabue e i precursori di Giotto: Af­freschi, mosaici e tavole. Firenze, 1976; Chiel­lini M. Cimabue. Florence, 1988; Bello­si L. Cimabue. Mil., 1998; Cimabue and early Ita­lian devotional painting. N. Y., 2006.

Вернуться к началу