ИНТЕРДИ́КТ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИНТЕРДИ́КТ (лат. interdictum – запрет, запрещение), 1) в др.-рим. юридич. практике – процессуальное средство решения гражданско-правовых споров, дополняющее систему исков и представляющее собой адм. распоряжение или запрещение претора; подразделялись на exhibitoria (о предъявлении магистрату определённой вещи или лиц), restitutoria (о возврате определённой вещи), prohibitoria (запрет на совершение определённых действий).
2) В христианской церковной практике (гл. обр. католической) – мера наказания, подразумевающая врем. запрет на участие в богослужении и др. формах церковной жизни (совершение таинств, церковное погребение).
И., как правило, являлся сопутствующим наказанием при церковном отлучении, но мог применяться и самостоятельно, как, напр., при прослеживаемом с поздней античности interdictio ab ingressu ecclesiae – запрете определённому лицу входить в храм. Распространённый в классич. Средневековье большой местный И. [interdictum locale generale, прослеживается с 9 в.; термин вошёл в употребление в понтификат Иннокентия III (1198–1216), до этого обозначался также как excommunicatio] включал в себя запрет на совершение таинств, проведение всех церковных служб (cessatio a divinis) и церковных погребений на обширных территориях – в приходах, областях, странах (напр., во Французском королевстве в 1129, 1142, 1198, в Шотландии в 1181, в Англии в 1208–13). Малый местный И. (interdictum locale particulare) накладывался на отд. места совершения богослужений – церкви, капеллы, алтари, а малый персональный И. – на отд. лиц. В период классич. и позднего Средневековья широкое распространение получил И. в отношении определённых групп лиц (напр., большой персональный И. в отношении капитула, клира или жителей города, коммуны; часто сочетался с местным И.). В отношении клириков также было широко распространено наказание cessatio a divinis – отстранение от проведения богослужений. Как и отлучение от Церкви, И. по своему характеру мог быть как карательной, так и исправительной санкцией, принуждающей грешника-правонарушителя к исправлению, значит. роль в котором должно было играть недовольство окружающих, попавших по его вине под И. Подобно отлучению И. применялся по отношению к широкому спектру уголовных, а также части адм. правонарушений и мог налагаться заранее вынесенным приговором (latae sententiae), вступающим в силу в момент совершения преступления (ipso facto). В 11–14 вв. получил также распространение смешанный (mixtum) или подвижный (de/ambulatorium) И., автоматически накладывавшийся на место, где пребывало лицо, находящееся под личным интердиктом.
В классич. Средневековье сложилась также система исключений из-под действия И.: даваемые папой Римским разрешения проводить богослужения при закрытых дверях, совершать таинства при определённых обстоятельствах (Liber Extra X.5.38.11, X.5.39.43 и 57; Liber Sextus VI.5.7.11, VI.5.11.19 и 24), изъятия из-под действия местного И., даруемые папой в виде привилегии религ. орденам (Liber Extra X.5.33.3 и 24). Обладатели таких привилегий зачастую злоупотребляли ими в ущерб власти и авторитету местных церковных властей. Нередкие случаи необоснованного вынесения, несправедливость и чрезмерная суровость И. как наказания, затрагивавшая наряду с виновными множество невинных людей, были причиной малой эффективности И., их частого несоблюдения. Папа Римский Бонифаций VIII (1295–1303) в 1302 объявил недействительными И., наложенные из-за финансовых притязаний (Extravagantes communes 5.10.2).
В позднее Средневековье И. постепенно утратил своё значение. Базельский собор ограничил случаи наложения И. (1435), что способствовало сокращению его необоснованного применения. Один из последних больших локальных И. был наложен папой Римским Павлом V (1605–21) в 1606–07 на Венецианскую республику. Новой регламентации И. подвергся в ходе Контрреформации; Тридентский собор ужесточил требования соблюдения И., лишив религ. ордена части их привилегий.
Применение И. в 20 в. регламентировали каноны «Codex Iuris Canonici» (1917). И. продолжал использоваться как средство политич. борьбы [напр., в 1909 папа Римский Пий X (1903–14) наложил 15-дневный И. на г. Адрия за враждебные действия против собственного епископа]. В «Codex Iuris Canonici» (1983) предусматривается применение И. как врачующего наказания. Местный И. был упразднён, личный И. по заранее вынесенному приговору (interdictum latae sententiae) предусмотрен за физич. насилие против епископа (канон 1370, § 2), за совершение литургии, отпущение грехов, принятие исповеди лицом без соответствующего сана и полномочий (канон 1378, § 2, пункты 1–2), за ложное обвинение исповедника в склонении на исповеди к прелюбодеянию (канон 1390, § 1), за нарушение монашествующими обета безбрачия (канон 1394, § 2). Личный И. по приговору церковного суда (interdictum ferendae sententiae) предусмотрен за деятельность, направленную против Церкви: побуждение к непослушанию и разжигание ненависти к Св. Престолу или епископу (канон 1373), за участие или содействие организации, действующей против Церкви (канон 1374), за симонию (канон 1380).
В совр. практике Рус. православной церкви понятие И. не используется, однако для духовенства предусмотрены следующие виды канонич. церковного прещения: пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви (см. также Анафема) (налагаются епархиальным архиереем или патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом только по представлению церковного суда). Нередко для недопущения реализации более жёстких мер канонич. церковного прещения проводятся увещевательные беседы, по результатам которых решается вопрос о наложении церковного взыскания. Наряду с крайними мерами церковного взыскания – «великим отлучением»-анафемой и пожизненным запрещением в служении – в практике рус. Церкви, равно как и большинства поместных православных церквей, существует врем. запрещение в служении, до полного раскаяния прещенного. В отношении мирян предусматривается врем. отлучение от святых таинств, «великое отлучение» – анафематствование, а также наложение разл. рода епитимий.