Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНТЕРДИ́КТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 437

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Казбекова, В. А. Цыпин

ИНТЕРДИ́КТ (лат. interdictum – за­прет, за­пре­ще­ние), 1) в др.-рим. юри­дич. прак­ти­ке – про­цес­су­аль­ное сред­ст­во ре­ше­ния гра­ж­дан­ско-пра­во­вых спо­ров, до­пол­няю­щее сис­те­му ис­ков и пред­став­ляю­щее со­бой адм. рас­по­ря­же­ние или за­пре­ще­ние пре­то­ра; под­раз­де­ля­лись на exhibi­toria (о предъ­яв­ле­нии ма­ги­ст­ра­ту оп­ре­де­лён­ной ве­щи или лиц), restitutoria (о воз­вра­те оп­ре­де­лён­ной ве­щи), prohi­bi­toria (за­прет на со­вер­ше­ние оп­ре­де­лён­ных дей­ст­вий).

2) В хри­сти­ан­ской цер­ков­ной прак­ти­ке (гл. обр. ка­то­ли­чес­кой) – ме­ра на­ка­за­ния, под­ра­зу­ме­ваю­щая врем. за­прет на уча­стие в бо­го­слу­же­нии и др. фор­мах цер­ков­ной жиз­ни (со­вер­ше­ние та­инств, цер­ков­ное по­гре­бе­ние).

И., как пра­ви­ло, яв­лял­ся со­пут­ст­вую­щим на­ка­за­ни­ем при цер­ков­ном от­лу­че­нии, но мог при­ме­нять­ся и са­мо­стоя­тель­но, как, напр., при про­сле­жи­вае­мом с позд­ней ан­тич­но­сти interdictio ab in­gres­su ecclesiae – за­пре­те оп­ре­де­лён­но­му ли­цу вхо­дить в храм. Рас­про­стра­нён­ный в клас­сич. Сред­не­ве­ко­вье боль­шой ме­ст­ный И. [interdictum locale ge­nerale, про­сле­жи­ва­ет­ся с 9 в.; тер­мин во­шёл в упот­реб­ле­ние в пон­ти­фи­кат Ин­но­кен­тия III (1198–1216), до это­го обо­зна­чал­ся так­же как excommunicatio] вклю­чал в се­бя за­прет на со­вер­ше­ние та­инств, про­ве­де­ние всех цер­ков­ных служб (cessatio a divinis) и цер­ков­ных по­гре­бе­ний на об­шир­ных тер­ри­то­ри­ях – в при­хо­дах, об­лас­тях, стра­нах (напр., во Фран­цуз­ском ко­ро­лев­ст­ве в 1129, 1142, 1198, в Шот­лан­дии в 1181, в Анг­лии в 1208–13). Ма­лый ме­ст­ный И. (interdictum locale particulare) на­кла­ды­вал­ся на отд. мес­та со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ний – церк­ви, ка­пел­лы, ал­та­ри, а ма­лый пер­со­наль­ный И. – на отд. лиц. В пе­ри­од клас­сич. и позд­не­го Сред­не­веко­вья ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чил И. в от­но­ше­нии оп­ре­де­лён­ных групп лиц (напр., боль­шой пер­со­наль­ный И. в от­но­ше­нии ка­пи­ту­ла, кли­ра или жи­те­лей го­ро­да, ком­му­ны; час­то со­че­тал­ся с ме­ст­ным И.). В от­но­ше­нии кли­ри­ков так­же бы­ло ши­ро­ко рас­про­стра­не­но на­ка­за­ние cessatio a divinis – от­стра­не­ние от про­ве­де­ния бо­го­слу­же­ний. Как и от­лу­че­ние от Церк­ви, И. по сво­ему ха­рак­те­ру мог быть как ка­ра­тель­ной, так и ис­пра­ви­тель­ной санк­ци­ей, при­ну­ж­даю­щей греш­ни­ка-пра­во­на­ру­ши­те­ля к ис­прав­лению, зна­чит. роль в ко­то­ром долж­но бы­ло иг­рать не­до­воль­ст­во ок­ру­жаю­щих, по­пав­ших по его ви­не под И. По­доб­но от­лу­че­нию И. при­ме­нял­ся по от­но­ше­нию к ши­ро­ко­му спек­тру уго­лов­ных, а так­же час­ти адм. пра­во­на­ру­ше­ний и мог на­ла­гать­ся за­ра­нее вы­не­сен­ным при­го­во­ром (latae sententiae), всту­паю­щим в си­лу в мо­мент со­вер­ше­ния пре­сту­п­ле­ния (ipso facto). В 11–14 вв. по­лу­чил так­же рас­про­стра­не­ние сме­шан­ный (mix­tum) или под­виж­ный (de/ambula­torium) И., ав­то­ма­ти­че­ски на­кла­ды­вав­ший­ся на ме­сто, где пре­бы­ва­ло ли­цо, на­хо­дя­щее­ся под лич­ным ин­тер­дик­том.

В клас­сич. Сред­не­ве­ко­вье сло­жи­лась так­же сис­те­ма ис­клю­че­ний из-под дей­ст­вия И.: да­вае­мые па­пой Рим­ским раз­ре­ше­ния про­во­дить бо­го­слу­же­ния при за­кры­тых две­рях, со­вер­шать та­ин­ст­ва при оп­ре­де­лён­ных об­стоя­тель­ст­вах (Li­ber Extra X.5.38.11, X.5.39.43 и 57; Li­ber Sextus VI.5.7.11, VI.5.11.19 и 24), изъ­я­тия из-под дей­ст­вия ме­ст­но­го И., да­руе­мые па­пой в ви­де при­ви­ле­гии ре­лиг. ор­де­нам (Liber Extra X.5.33.3 и 24). Об­ла­да­те­ли та­ких при­ви­ле­гий за­час­тую зло­упот­реб­ля­ли ими в ущерб вла­сти и ав­то­ри­те­ту ме­ст­ных цер­ков­ных вла­стей. Не­ред­кие слу­чаи не­обос­но­ван­но­го вы­не­се­ния, не­спра­вед­ли­вость и чрез­мер­ная су­ро­вость И. как на­ка­за­ния, за­тра­ги­вав­шая на­ря­ду с ви­нов­ны­ми мно­же­ст­во не­вин­ных лю­дей, бы­ли при­чи­ной ма­лой эф­фек­тив­но­сти И., их час­то­го не­со­блю­де­ния. Па­па Рим­ский Бо­ни­фа­ций VIII (1295–1303) в 1302 объ­я­вил не­дей­ст­ви­тель­ны­ми И., на­ло­жен­ные из-за фи­нан­со­вых при­тя­за­ний (Extravagantes communes 5.10.2).

В позд­нее Сред­не­ве­ко­вье И. по­сте­пен­но ут­ра­тил своё зна­че­ние. Ба­зель­ский со­бор ог­ра­ни­чил слу­чаи на­ло­же­ния И. (1435), что спо­соб­ст­во­ва­ло со­кра­ще­нию его не­обос­но­ван­но­го при­ме­не­ния. Один из по­след­них боль­ших ло­каль­ных И. был на­ло­жен па­пой Рим­ским Пав­лом V (1605–21) в 1606–07 на Ве­не­ци­ан­скую рес­пуб­ли­ку. Но­вой рег­ла­мен­та­ции И. под­верг­ся в хо­де Контр­ре­фор­ма­ции; Три­дент­ский со­бор уже­сто­чил тре­бо­ва­ния со­блю­де­ния И., ли­шив ре­лиг. ор­де­на час­ти их при­ви­ле­гий.

При­ме­не­ние И. в 20 в. рег­ла­мен­ти­ро­ва­ли ка­но­ны «Codex Iuris Canonici» (1917). И. про­дол­жал ис­поль­зо­вать­ся как сред­ст­во по­ли­тич. борь­бы [напр., в 1909 па­па Рим­ский Пий X (1903–14) на­ло­жил 15-днев­ный И. на г. Ад­рия за вра­ж­деб­ные дей­ст­вия про­тив соб­ст­вен­но­го епи­ско­па]. В «Codex Iuris Canonici» (1983) пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся при­ме­не­ние И. как вра­чую­ще­го на­ка­за­ния. Ме­ст­ный И. был уп­разд­нён, лич­ный И. по за­ра­нее вы­не­сен­но­му при­го­во­ру (interdictum latae sen­tentiae) пре­ду­смот­рен за фи­зич. на­си­лие про­тив епи­ско­па (ка­нон 1370, § 2), за со­вер­ше­ние ли­тур­гии, от­пу­ще­ние гре­хов, при­ня­тие ис­по­ве­ди ли­цом без со­от­вет­ст­вую­ще­го са­на и пол­но­мо­чий (ка­нон 1378, § 2, пунк­ты 1–2), за лож­ное об­ви­не­ние ис­по­вед­ни­ка в скло­не­нии на ис­по­ве­ди к пре­лю­бо­дея­нию (ка­нон 1390, § 1), за на­ру­ше­ние мо­на­ше­ст­вую­щи­ми обе­та без­бра­чия (ка­нон 1394, § 2). Лич­ный И. по при­го­во­ру цер­ков­но­го су­да (interdictum ferendae sententiae) пре­ду­смот­рен за дея­тель­ность, на­прав­лен­ную про­тив Церк­ви: по­бу­ж­де­ние к не­по­слу­ша­нию и раз­жи­га­ние не­на­вис­ти к Св. Пре­сто­лу или епи­ско­пу (ка­нон 1373), за уча­стие или со­дей­ст­вие ор­га­ни­за­ции, дей­ст­вую­щей про­тив Церк­ви (ка­нон 1374), за си­мо­нию (ка­нон 1380).

В совр. прак­ти­ке Рус. пра­во­слав­ной церк­ви по­ня­тие И. не ис­поль­зу­ет­ся, од­на­ко для ду­хо­вен­ст­ва пре­ду­смот­ре­ны сле­дую­щие ви­ды ка­но­нич. цер­ков­но­го пре­ще­ния: по­жиз­нен­ное за­пре­ще­ние в свя­щен­но­слу­же­нии, из­вер­же­ние из са­на, от­лу­че­ние от Церк­ви (см. так­же Ана­фе­ма) (на­ла­га­ют­ся епар­хи­аль­ным ар­хие­ре­ем или пат­ри­ар­хом Мо­с­ков­ским и всея Ру­си и Свя­щен­ным Си­но­дом толь­ко по пред­став­ле­нию цер­ков­но­го су­да). Не­ред­ко для не­до­пу­ще­ния реа­ли­за­ции бо­лее жё­ст­ких мер ка­но­нич. цер­ков­но­го пре­ще­ния про­во­дят­ся уве­ще­ва­тель­ные бе­се­ды, по ре­зуль­та­там ко­то­рых ре­ша­ет­ся во­прос о на­ло­же­нии цер­ков­но­го взы­ска­ния. На­ря­ду с край­ни­ми ме­ра­ми цер­ков­но­го взы­ска­ния – «ве­ли­ким от­лу­че­ни­ем»-ана­фе­мой и по­жиз­нен­ным за­пре­ще­ни­ем в слу­же­нии – в прак­ти­ке рус. Церк­ви, рав­но как и боль­шин­ст­ва по­мест­ных пра­во­слав­ных церк­вей, су­ще­ст­ву­ет врем. за­пре­ще­ние в слу­же­нии, до пол­но­го рас­кая­ния пре­щен­но­го. В от­но­ше­нии ми­рян пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся врем. от­лу­че­ние от свя­тых та­инств, «ве­ли­кое от­лу­че­ние» – ана­фе­мат­ст­во­ва­ние, а так­же на­ло­же­ние разл. ро­да епи­ти­мий.

Лит.: Zapp H. Interdikt // Lexikon des Mit­te­lal­ters. 1991. Bd 5. S. 466–467 (Bibl.); Rees W. Die Strafgewalt der Kirche. B., 1993.

Лит.: Су­во­ров Н. С. О цер­ков­ных на­ка­за­ни­ях: Опыт ис­сле­до­ва­ния по цер­ков­но­му пра­ву. СПб., 1876.

Вернуться к началу