Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНА́ФЕМА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 676

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Цыпин

АНА́ФЕМА (греч. ἀνάθεμα, букв. – на­ло­жен­ное), са­мое тя­жё­лое цер­ков­ное на­ка­за­ние, за­клю­чаю­щее­ся в пол­ном от­лу­че­нии от цер­ков­но­го об­ще­ния и в ис­клю­че­нии из чис­ла чле­нов церк­ви; др. назв. – «ве­ли­кое от­лу­че­ние» (в от­ли­чие от «ма­ло­го от­лу­че­ния» – врем. от­лу­че­ния от при­час­тия).

А. на­зна­ча­ет­ся цер­ков­ным су­дом за са­мые тяж­кие цер­ков­ные пре­сту­п­ле­ния: ересь, ве­ро­от­ступ­ни­че­ст­во, рас­кол, свя­то­тат­ст­во. Обыч­но ана­фе­мат­ст­ву­ют­ся (от­лу­ча­ют­ся от церк­ви) не ря­до­вые ере­ти­ки и рас­коль­ни­ки, а ере­си­ар­хи и рас­ко­ло­учи­те­ли. Про­воз­гла­ше­ние А. над кем-ли­бо (ко­му-то) при­во­дит к ис­клю­че­нию из цер­ков­ной жиз­ни и не­воз­мож­но­сти хри­сти­ан­ско­го по­гре­бе­ния. При всей тя­же­сти на­ка­за­ния А. не ут­ра­чи­ва­ет ха­рак­те­ра ду­хов­но­го вра­че­ва­ния, т. к. ес­ли ана­фе­мат­ст­во­ван­ный греш­ник рас­ка­ет­ся в со­де­ян­ных пре­сту­п­ле­ни­ях, то он не мо­жет быть от­верг­нут цер­ко­вью (со­глас­но 52-му Апо­столь­ско­му пра­ви­лу, уг­ро­жаю­ще­му из­вер­же­ни­ем из са­на епи­ско­пу, от­ка­зы­ваю­ще­му­ся при­нять в об­ще­ние рас­ка­яв­ше­го­ся греш­ни­ка). При вос­ста­нов­ле­нии пре­дан­но­го А. в цер­ков­ном об­ще­нии ана­фе­мат­ст­во­ван­ный не под­вер­га­ет­ся по­втор­но­му кре­ще­нию.

Ос­но­ва­ни­ем цер­ков­ной А. слу­жат сло­ва Хри­ста: «…ес­ли и Церк­ви не по­слу­ша­ет, то да бу­дет он те­бе как языч­ник и мы­тарь» (Мф. 18:17), а так­же упот­реб­ле­ние тер­ми­на «А.» ап. Пав­лом (1 Кор. 16:22; Гал. 1:8–9). В офиц. цер­ков­ных до­ку­мен­тах тер­мин «А.» впер­вые встре­ча­ет­ся в ка­но­нах Эль­вир­ско­го со­бо­ра (по­сле 300), а ка­но­нич. фор­му­ла «ес­ли кто-ли­бо… да бу­дет ана­фе­ма» ут­вер­ди­лась на­чи­ная с Гангр­ско­го со­бо­ра (ок. 340).

А. при­ме­ня­лась древ­ней цер­ко­вью, в Ви­зан­тии и на За­па­де в Сред­не­ве­ковье (до и по­сле раз­де­ле­ния церк­вей в 1054), при­ме­ня­ет­ся и ны­не. Пат­ри­арх Ти­хон два­ж­ды ана­фе­мат­ст­во­вал «тво­ря­щих без­за­ко­ние и го­ни­те­лей ве­ры»: в 1918 в свя­зи с на­чав­ши­ми­ся го­не­ния­ми, в 1922 в свя­зи с изъ­я­ти­ем вла­стя­ми цер­ков­ных свя­тынь под пред­ло­гом по­мо­щи го­ло­даю­щим. 30.12.1959 в пе­ри­од оче­ред­ной ан­ти­ре­лиг. кам­па­нии Свя­щен­ный Си­нод РПЦ из­дал по­ста­нов­ле­ние «О пуб­лич­но по­ху­лив­ших Имя Бо­жие», ко­то­рым пре­да­вал А. ре­не­га­тов, от­рёк­ших­ся от церк­ви и пуб­лич­но вы­сту­пив­ших с ху­лой на Бо­га. В 1990-е гг. из­вест­ны слу­чаи пре­да­ния А. рас­ко­ло­учи­те­лей или ан­ти­цер­ков­ных дея­те­лей [быв. митр. Фи­ла­ре­та (Де­ни­сен­ко) и быв. свящ. Г. Яку­ни­на].

В отд. слу­ча­ях, пре­им. в Сред­не­ве­ковье, А. под­вер­га­лись по­ли­тич. пре­ступ­ни­ки, об­ви­няв­шие­ся в мно­го­числ. зло­де­я­ни­ях, в т. ч. про­тив церк­ви. В ис­то­рии Рос­сии из­вест­ны слу­чаи ана­фе­мат­ст­во­ва­ния Лже­дмит­рия I, С. Т. Ра­зи­на, Е. И. Пу­га­чё­ва.

Лит.: Су­во­ров Н. О цер­ков­ных на­ка­за­ни­ях: Опыт ис­сле­до­ва­ния по цер­ков­но­му пра­ву. СПб., 1876; Ни­коль­ский К. Ана­фе­мат­ство­ва­ние, или От­лу­че­ние. СПб., 1879; Beck H.-G. No­mos, Kanon und Staatsrai­son in Byz­anz. W., 1981. S. 51–57.

Вернуться к началу