АНА́ФЕМА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНА́ФЕМА (греч. ἀνάθεμα, букв. – наложенное), самое тяжёлое церковное наказание, заключающееся в полном отлучении от церковного общения и в исключении из числа членов церкви; др. назв. – «великое отлучение» (в отличие от «малого отлучения» – врем. отлучения от причастия).
А. назначается церковным судом за самые тяжкие церковные преступления: ересь, вероотступничество, раскол, святотатство. Обычно анафематствуются (отлучаются от церкви) не рядовые еретики и раскольники, а ересиархи и расколоучители. Провозглашение А. над кем-либо (кому-то) приводит к исключению из церковной жизни и невозможности христианского погребения. При всей тяжести наказания А. не утрачивает характера духовного врачевания, т. к. если анафематствованный грешник раскается в содеянных преступлениях, то он не может быть отвергнут церковью (согласно 52-му Апостольскому правилу, угрожающему извержением из сана епископу, отказывающемуся принять в общение раскаявшегося грешника). При восстановлении преданного А. в церковном общении анафематствованный не подвергается повторному крещению.
Основанием церковной А. служат слова Христа: «…если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:17), а также употребление термина «А.» ап. Павлом (1 Кор. 16:22; Гал. 1:8–9). В офиц. церковных документах термин «А.» впервые встречается в канонах Эльвирского собора (после 300), а канонич. формула «если кто-либо… да будет анафема» утвердилась начиная с Гангрского собора (ок. 340).
А. применялась древней церковью, в Византии и на Западе в Средневековье (до и после разделения церквей в 1054), применяется и ныне. Патриарх Тихон дважды анафематствовал «творящих беззаконие и гонителей веры»: в 1918 в связи с начавшимися гонениями, в 1922 в связи с изъятием властями церковных святынь под предлогом помощи голодающим. 30.12.1959 в период очередной антирелиг. кампании Священный Синод РПЦ издал постановление «О публично похуливших Имя Божие», которым предавал А. ренегатов, отрёкшихся от церкви и публично выступивших с хулой на Бога. В 1990-е гг. известны случаи предания А. расколоучителей или антицерковных деятелей [быв. митр. Филарета (Денисенко) и быв. свящ. Г. Якунина].
В отд. случаях, преим. в Средневековье, А. подвергались политич. преступники, обвинявшиеся в многочисл. злодеяниях, в т. ч. против церкви. В истории России известны случаи анафематствования Лжедмитрия I, С. Т. Разина, Е. И. Пугачёва.