ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Андрей Андреевич (12.5.1933, Москва – 1.6.2010, там же), русский поэт, прозаик. Окончил Московский архитектурный институт (1957). Юношеские стихотворные опыты В. были одобрены Б. Л. Пастернаком. Дебютировал как поэт в 1958. Известность принесла поэма «Мастера» (1959), а также сборники «Мозаика», «Парабола» (оба 1960), «Треугольная груша» (1962), поэма «Оза» (1964). Острая современность, новизна образного строя (дерзкие метафоры, энергичные стремительные ритмы) обусловили широкую популярность экспериментальной по духу поэзии В. (его выступления собирали многотысячные аудитории). В 1960–1970-е гг. вышли поэмы «Лонжюмо» (1963), «Лёд 69» (1970), «Авось!» (1975), «Вечное мясо» (1977), «Андрей Полисадов» (1979), цикл «Мемориал Микеланджело» (1975); поэтические сборники «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976; Гос. пр. СССР, 1978), «Соблазн» (1978) и др. С начала 1980-х гг. в творчестве В. отразилось предчувствие перемен в стране, в поэзии заметно усилилась публицистичность; В. публикует статьи о спасении природы и культуры, эссе об ушедших и живых современниках (сборник «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения», 1984, и др.).
В. строит свой художественный мир как принципиально открытый: новые «непоэтические» слова и реалии урбанистического мира сосуществуют в нём с разнообразными литературными цитатами и реминисценциями, классические поэтические метры – с современными ритмами, отзвуками джаза и рок-н-ролла. Характерная для поэзии В. установка на фонику проявляется в семантизации созвучий, словесной игре (аллитерации, нередко образующие т. н. корневую рифму; палиндромы, например в названии сборника «Аксиома самоиска», 1990; анаграммы и др.), порождающей ассоциативный ряд. Немаловажна для В. и связь звука с графическим образом, теоретически обоснованная в статье-манифесте «Архистихи» (1982) и воплощённая на практике в т. н. изопах (опытах изобразительной поэзии) в сборнике «Тень звука» (1970) и «видеомах» 1980–1990-х гг. По стихам В. ставятся театральные спектакли (в т. ч. «Антимиры», 1964, «Берегите ваши лица», 1970, – в Московском театре на Таганке). На тексты В. написаны многочисленные песни, романсы, музыкальные произведения крупной формы («Поэтория» Р. К. Щедрина, 1968; рок-опера «"Юнона" и "Авось"» А. Л. Рыбникова, 1981).