ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
ВОЗНЕСЕ́НСКИЙ Андрей Андреевич (р. 12.5.1933, Москва), рус. поэт, прозаик. Окончил Московский архитектурный ин-т (1957). Юношеские стихотворные опыты В. были одобрены Б. Л. Пастернаком. Дебютировал как поэт в 1958. Известность принесла поэма «Мастера» (1959), а также сб-ки «Мозаика», «Парабола» (оба 1960), «Треугольная груша» (1962), поэма «Оза» (1964). Острая современность, новизна образного строя (дерзкие метафоры, энергичные стремительные ритмы) обусловили широкую популярность экспериментальной по духу поэзии В. (его выступления собирали многотысячные аудитории). В 1960–1970-е гг. вышли поэмы «Лонжюмо» (1963), «Лёд 69» (1970), «Авось!» (1975), «Вечное мясо» (1977), «Андрей Полисадов» (1979), цикл «Мемориал Микеланджело» (1975); поэтич. сб-ки «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976; Гос. пр. СССР, 1978), «Соблазн» (1978) и др. С нач. 1980-х гг. в творчестве В. отразилось предчувствие перемен в стране, в поэзии заметно усилилась публицистичность; В. публикует статьи о спасении природы и культуры, эссе об ушедших и живых современниках (сб. «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения», 1984, и др.).
В. строит свой худож. мир как принципиально открытый: новые «непоэтические» слова и реалии урбанистич. мира сосуществуют в нём с разнообразными лит. цитатами и реминисценциями, классич. поэтич. метры – с совр. ритмами, отзвуками джаза и рок-н-ролла. Характерная для поэзии В. установка на фонику проявляется в семантизации созвучий, словесной игре (аллитерации, нередко образующие т. н. корневую рифму; палиндромы, напр. в названии сб. «Аксиома самоиска», 1990; анаграммы и др.), порождающей ассоциативный ряд. Немаловажна для В. и связь звука с графич. образом, теоретически обоснованная в статье-манифесте «Архистихи» (1982) и воплощённая на практике в т. н. изопах (опытах изобразит. поэзии) в сб. «Тень звука» (1970) и «видеомах» 1980–1990-х гг. По стихам В. ставятся театральные спектакли (в т. ч. «Антимиры», 1964, «Берегите ваши лица», 1970, – в Моск. театре на Таганке). На тексты В. написаны многочисл. песни, романсы, муз. произведения крупной формы («Поэтория» Р. К. Щедрина, 1968; рок-опера «"Юнона" и "Авось"» А. Л. Рыбникова, 1981).