Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАЛ

Георгиевский зал (Большой тронный зал) Зимнего дворца в С.-Петербурге. 1837–42. Архитекторы В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов.

ЗАЛ, тип боль­шо­го кры­то­го по­ме­ще­ния об­ще­ст­вен­но­го и реп­ре­зен­та­тив­но­го на­зна­че­ния. Пер­вы­ми З. мож­но счи­тать др.-греч. бу­лев­те­рии (зда­ния гор. со­ве­та), ок­ру­жён­ные ко­лон­на­дой и на­по­ми­наю­щие кры­тые пор­ти­ки, чья пря­мо­уголь­ная фор­ма и стро­пиль­ное пе­ре­кры­тие вос­хо­дят к ме­га­ро­ну. Бу­лев­те­рии по­слу­жи­ли об­раз­ца­ми для З. рим. об­ществ. со­ору­же­ний (ку­рий, ба­зи­лик и др.) и двор­цов (имп. До­ми­циа­на на Па­ла­тин­ском хол­ме в Ри­ме), в ко­то­рых ста­ли при­ме­нять­ся свод­ча­тые пе­ре­кры­тия. В от­ли­чие от жи­лых до­мов ан­тич­но­сти, ядром ко­то­рых бы­ли дво­ры, в жи­лых до­мах герм. на­ро­дов Сев. Ев­ро­пы гл. по­ме­ще­ни­ем стал З., вклю­чаю­щий очаг и вы­пол­няю­щий разл. функ­ции. На­чи­ная с эпо­хи Ка­ро­лин­гов боль­шой мно­го­функ­цио­наль­ный З., во­круг ко­то­ро­го груп­пи­ро­ва­лись др. по­ме­ще­ния, слу­жил ком­по­зи­ци­он­ным ядром в имп. и епи­скоп­ских двор­цо­вых ком­плек­сах (Ахен, Гос­лар, Па­дер­борн и др.) и зам­ках (англ. зам­ки по­сле нор­манн­ско­го за­вое­ва­ния 1066). Вест­вер­ки имп. церк­вей вклю­ча­ли в се­бя свод­ча­тые З. Во франц. зам­ках с кон. 12 в. на­ме­ти­лась тен­ден­ция к диф­фе­рен­циа­ции про­стран­ст­ва, един­ст­вен­ный глав­ный З. сме­нил­ся не­сколь­ки­ми по­ме­ще­ния­ми, мень­ши­ми по раз­ме­ру и свя­зан­ны­ми друг с дру­гом.

На­чи­ная с позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья З. яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью разл. об­ществ. по­стро­ек (гор. ра­туш, гиль­дей­ских до­мов, кол­лед­жей и др.). В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния в Ита­лии по­лу­ча­ют раз­ви­тие З. гор. двор­цов (па­лац­цо). С кон. 16 в. в Анг­лии З. для па­рад­ных при­ё­мов вы­де­лил­ся в са­мо­сто­ят. тип со­ору­же­ния (Хэмп­тон-корт, Бан­кет­ный зал не­осу­ще­ст­в­лён­но­го двор­ца Уайт-Холл, оба – в Лон­до­не, и др.). Осо­бое ме­сто па­рад­но оформ­лен­ные З. за­ня­ли в гор. двор­цах и за­го­род­ных ре­зи­ден­ци­ях 17–19 вв. Для них ха­рак­тер­но сти­ле­вое един­ст­во эле­мен­тов ар­хи­тек­ту­ры, скульп­ту­ры (стук­ко­вый де­кор, леп­ни­на, резь­ба), жи­во­пи­си (де­сю­де­пор­ты) и ме­бе­ли.

С 20 в. по­ня­тие «З.» ча­сто ис­поль­зу­ет­ся для наи­ме­но­ва­ния боль­ших по­ме­ще­ний разл. на­зна­че­ния (спор­тив­ный З., кон­церт­ный З., З. за­се­да­ний и т. п.).

Вернуться к началу