ЗАЛ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАЛ, тип большого крытого помещения общественного и репрезентативного назначения. Первыми З. можно считать др.-греч. булевтерии (здания гор. совета), окружённые колоннадой и напоминающие крытые портики, чья прямоугольная форма и стропильное перекрытие восходят к мегарону. Булевтерии послужили образцами для З. рим. обществ. сооружений (курий, базилик и др.) и дворцов (имп. Домициана на Палатинском холме в Риме), в которых стали применяться сводчатые перекрытия. В отличие от жилых домов античности, ядром которых были дворы, в жилых домах герм. народов Сев. Европы гл. помещением стал З., включающий очаг и выполняющий разл. функции. Начиная с эпохи Каролингов большой многофункциональный З., вокруг которого группировались др. помещения, служил композиционным ядром в имп. и епископских дворцовых комплексах (Ахен, Гослар, Падерборн и др.) и замках (англ. замки после норманнского завоевания 1066). Вестверки имп. церквей включали в себя сводчатые З. Во франц. замках с кон. 12 в. наметилась тенденция к дифференциации пространства, единственный главный З. сменился несколькими помещениями, меньшими по размеру и связанными друг с другом.
Начиная с позднего Средневековья З. является неотъемлемой частью разл. обществ. построек (гор. ратуш, гильдейских домов, колледжей и др.). В эпоху Возрождения в Италии получают развитие З. гор. дворцов (палаццо). С кон. 16 в. в Англии З. для парадных приёмов выделился в самостоят. тип сооружения (Хэмптон-корт, Банкетный зал неосуществлённого дворца Уайт-Холл, оба – в Лондоне, и др.). Особое место парадно оформленные З. заняли в гор. дворцах и загородных резиденциях 17–19 вв. Для них характерно стилевое единство элементов архитектуры, скульптуры (стукковый декор, лепнина, резьба), живописи (десюдепорты) и мебели.
С 20 в. понятие «З.» часто используется для наименования больших помещений разл. назначения (спортивный З., концертный З., З. заседаний и т. п.).