ДО́У ДАУ ДЖОРДЖ ЭДУАРД
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДО́У, Дау (Dawe) Джордж Эдуард (8.2.1781, Лондон – 15.10.1829, Кентиш-Таун, близ Лондона), англ. живописец. Сын и ученик гравёра Филиппа Доу (ок. 1750 – после 1790), брат гравёра Генри Эдварда Доу (1790–1848). Чл. Королевской АХ в Лондоне (1814); учился там же (1794–1803). В раннем творчестве преобладали картины на мифологич. и лит. темы (по «Поэмам Оссиана» Дж. Макферсона, поэзии С. Т. Колриджа и др.). С сер. 1810-х гг. создавал преим. парадные портреты (в т. ч. членов королевской семьи, собрание Виндзорского замка), стилистически близкие иск-ву Т. Лоуренса и сочетающие романтич. приподнятость, внешнюю эффектность с реалистич. точностью в передаче черт лица, воен. регалий и т. п.; в некоторые портреты вводил элементы пейзажа.
В 1818 присутствовал в свите герцога Кентского на конгрессе глав государств Священного союза в Ахене; посетил Кобург и Веймар, где написал портрет И. В. Гёте. По приглашению имп. Александра I весной 1819 приехал в С.-Петербург. Удостоен звания поч. вольного общника петерб. АХ (1820) за портрет исп. генерала М. Р. Алавы (1818, Эрмитаж, С.-Петербург) и др. работы. Гл. работа Д. в России – портреты героев Отеч. войны 1812 для Воен. галереи Зимнего дворца (открыта в 1826), исполненные им вместе с помощниками (А. В. Поляковым и В. А. Голике) в 1819–29. Из 336 портретов галереи бесспорными работами Д. считаются 100, в т. ч. три – в рост: генерал-фельдмаршалов М. Б. Барклая де Толли, М. И. Кутузова и герцога А. Веллингтона (все 1829). 222 портрета атрибутируются как созданные в мастерской Д., остальные принадлежат др. художникам. Мастерская Д. в 1820-е гг. монопольно тиражировала офиц. портреты Александра I, Николая I и его жены; они неоднократно гравировались. Также издана серия из 152 литографий «Военная галерея Зимнего дворца...» (т. 1–6, 1845–49).
Д. был в дружеских отношениях с деятелями рус. культуры (к Д. обращено стих. А. С. Пушкина «To Dawe, ESQr», 1828; в этом же году Д. исполнил карандашный портрет поэта, местонахождение которого неизвестно); его творчество оказало влияние на портретное иск-во К. П. Брюллова, О. А. Кипренского, однако оценка его была неоднозначной (сатирич. описание Н. В. Гоголем в повести «Портрет» художника, писавшего модели так, «чтобы в глазах виден был Марс», явно инспирировано портретами Д.). В апр. 1829 Д. уехал в Варшаву (где создал портрет вел. кн. Константина Павловича), затем в Лондон.