МОНФЕРРА́Н
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНФЕРРА́Н (Montferrand) (Рикар де Монферран) Огюст (Август Августович) (наст. имя и фам. Анри Луи Огюст Леже Рикар, Ricard) [23.1.1786, Шайо, близ Парижа – 28.6(10.7).1858, С.-Петербург], франц. и рос. архитектор и инженер. Образование получил в Королевской спец. школе архитектуры в Париже (1806–1813). Совершенствовал проф. навыки в мастерской архитекторов Ш. Персье и П. Фонтена. В 1814–16 работал под рук. генерального инспектора Парижа по строительству и архитектуре Ж. Молино; принимал участие в сооружении ц. Ла-Мадлен в Париже (1807–42, проект арх. П. Виньона). Во время пребывания имп. Александра I в Париже в 1814 М. преподнёс ему альбом своих проектов и рисунков, получил приглашение приехать в Россию, куда прибыл в 1816. Тогда же назначен придворным архитектором. В 1817–1826 нач. чертёжной К-та по делам строений и гидравлич. работ, главного в те годы архит. ведомства. С 1826 чл. К-та для рассмотрения проекта и работ по возведению в Москве Христа Спасителя храма. Творчество М. лежит на грани двух архит. эпох: будучи крупнейшим зодчим позднего классицизма, он одним из первых обратился к эклектизму. М. разработал архит. проект ампирного здания экзерциргауза (Манежа, 1817) в Москве, выполненный им для А. Бетанкура. В 1817–22 создал ансамбль адм. зданий, торговых рядов и собора для ярмарки в Нижнем Новгороде; все постройки решены в традициях классицизма, за исключением «китайских рядов», где использованы вост. мотивы.
Все самые значит. проекты М. реализовал в С.-Петербурге. В своей первой постройке там (дом Лобанова-Ростовского, 1817–20) М. проявил себя как талантливый градостроитель, вписав строгие классицистич. фасады здания в сложный участок застройки, представляющий собой в плане треугольник. Первые же черты стилизаторства «под готику» и вост. мотивы проявились в 1823 в проекте мн. павильонов Екатерингофского парка близ С.-Петербурга (1820-е гг.; не сохр.). В дальнейшем элементы исторических стилей и свободная планировка объёмов искусно применялись М. в проектах частных домов (П. Н. Демидова и кн. Гагариной на Большой Морской ул., оба 1835–40). Совершенная по пропорциям и силуэту Александровская колонна завершила ансамбль Дворцовой пл.; установка огромного гранитного монолита колонны стала, благодаря подготовленным М. расчётам и спец. технич. устройствам, уникальным технич. достижением для того времени.
Наиболее значит. работа М. – Исаакиевский собор, где он применил новейшие строит. технологии, в т. ч. использовал металлич. конструкции наряду с традиц. каменной и кирпичной кладкой. При работе над проектом М. опирался на лучшие образцы прошлого: в 1842 он совершил путешествие по Зап. Европе с целью изучения конструкций купольных сооружений крупнейших соборов. В результате им был создан оригинальный купол, состоящий из 3 оболочек, впервые целиком собранных из чугунных элементов. М. также мастер отделки интерьеров, в т. ч. Зимнего дворца (декор Ротонды, Петровского и Фельдмаршальского парадных залов; переделывал планировку и отделку личных покоев императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, 1822–37).
Поч. вольный общник петерб. АХ (1831), также поч. чл. академии Св. Луки в Риме, АХ во Флоренции, Королевского ин-та брит. архитекторов в Лондоне.